Деяния и труды

благоверного князя Андрея

Дата публикации или обновления 15.12.2015
  • К оглавлению: Жития святых
  • К оглавлению: «Свято-Боголюбский монастырь»

  • Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский.
  • Возвращение в Ростово-Суздальскую землю.
  • Поход на волжскую Болгарию.
  • Мученическая кончина святого князя.
  • Деяния и труды благоверного князя Андрея.

    В 1157 году вел. князь Юрий Долгорукий умер в Киеве, и даже, как считают некоторые исследователи, был отравлен во время пира у одного из киевлян по имени Петрила, который был осмеником, т.е. старшим над восемью дружинниками. Его смерть повлекла за собой грабежи дворов и самого князя, и других суздальцев. После того как утих бунт, киевляне стали ждать возмездия со стороны князя Андрея. Но он не торопился идти на Киев с мечом, чтобы силой, подобно его предшественникам, утвердиться на «золотом» киевском столе. Он остался на северо-востоке, чтобы именно здесь создавать новую столицу Руси, основываясь на политике укрепления единой и абсолютной власти. Известный русский историк С.М. Соловьев так оценивает это решение: «Этот поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, от которого история принимала новый ход, с которого начинался на Руси новый порядок вещей».

    Практически сразу же после смерти отца Андрей был избран князем ростово-суздальским, но он не остался жить ни в Ростове, ни в Суздале, а уехал в свой любимый город Владимир. Это объяснялось, главным образом, тем, что в Ростове было сильно в ту пору родовитое боярство, а в Суздале огромный авторитет имела княжеская дружина Юрия Долгорукого. Для того, чтобы укрепить единовластие, Андрей изгоняет несколько боярских семей из Ростова и Суздаля, самых верных слуг своего отца, а также отправляет своих родственников (четырех сводных братьев с их матерью, второй женой Юрия Долгорукого, византийской принцессой) в Константинополь, чтобы уменьшить опасность возникновения междоусобных разногласий и посягательств на его княжеский авторитет.

    Итак, князь Андрей переносит столицу княжества в город на Клязьме. Опираясь в своей деятельности на простых горожан, ремесленников и купцов, князь разворачивает грандиозное строительство во Владимире. Князь Андрей стремится превратить этот город в новый политический и культурный центр Руси. Всего лишь за шесть лет (1158 - 1164 гг.) Владимир преобразился. Он превратился в огромную крепость, окруженную валами длиной 7 км, превзойдя в этом отношении и Киев, и Новгород, где длина укреплений была соответственно 4 и 6 км.

    Валы Владимира, фрагменты которых остались в некоторых частях города до сих пор, представляли собой довольно внушительные сооружения десятиметровой высоты с рублеными стенами и башнями с семью проездными воротами. Главные ворота — Золотые — сохранились до сих пор и являются уникальным памятником домонгольской русской военной архитектуры. Они построены по аналогии с главными воротами Киева и Константинополя, имевшими такое же название.

    При их построении произошло следующее чудо. Князь хотел приурочить открытие Золотых врат к празднику Успения Божией Матери. Леса и кружала были сняты раньше срока, и известка еще не успела высохнуть и укрепиться. Во время молебна, при большом стечении народа, часть ворот рухнула, и камни засыпали собой 12 человек. Тогда князь горячо взмолился к чудотворной иконе Божией Матери: «Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, буду повинен в их смерти!» Когда подняли врата и разобрали камни — все придавленные оказались целы и невредимы.

    В 1158—1161 гг. во Владимире возводится грандиозный Успенский собор, главный храм города, княжества и, как мыслил князь Андрей, — всей Руси, объединенной вокруг новой столицы. Практически до конца XV в. Успенский собор действительно являлся главным русским храмом. Затем он передал свои функции построенному по его же образу и подобию итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти Успенскому собору Московского Кремля. Во времена Андрея Боголюбского на северо-востоке Руси были еще очень сильны языческие верования. Перед кн. Андреем Боголюбским стояла труднейшая задача — объединить все разноплеменное население в единую народность, с общими культурными и религиозными традициями. Огромное значение в этой деятельности имело сооружение храмов, оплотов Православия.

    За годы княжения им было выстроено свыше 30 церквей. Всех приезжих: и латинян, и язычников, князь Андрей приказывал водить в воздвигнутые храмы и показывать им истинное христианство. Благодаря созидательной работе князя и его просветительской деятельности Православная вера распространялась и укреплялась повсюду, становясь государственной религией. Православие сплачивало разноплеменное население края в единую нацию — русский народ. Разрозненные земли объединялись вокруг г. Владимира, ставшего на тот момент духовным и культурным центром Руси. «Св. князь пришел на север Руси, чтобы исполнить свое предназначение: создать единодержавную и самодержавную государственную власть в России, тем самым подготовить страну и народ к выполнению в будущем функции Третьего Рима, удерживающего мир от апокалипсиса».

    Далее: Поход на волжскую Болгарию
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100