Описание построек Боголюбской обители

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь.
    Глава II.
    7. Описание построек обители.

    После чудесного явления Божией Матери князю Андрею, по Ее повелению им была начата постройка белокаменного храма, здесь же князь решил устроить и свою загородную резиденцию.

    Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 г. По замыслу Андрея Боголюбского это был небольшой, но хорошо укрепленный замок по примеру западноевропейского, окруженный мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. Поверх валов были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбовских высот — в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы. Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости (еще и сегодня здесь можно видеть остатки оплывших валов и заболоченного рва).

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы был центром дворцового ансамбля. Современник строительства дворца и собора, друг и духовник князя вышгородский священник Микула с изумлением писал о красоте и драгоценном убранстве храма. Князь хорошо понимал силу искусства и приказывал водить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели богатство и красоту Божиего храма и выраженное в них могущество Владимирского князя. И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились». Церковь была украшена золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены были драгоценными камнями и жемчугом. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжавшие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. На стенах помещались фигуры святых тонкого письма, сдержанного и изысканного, выполненные охристой, зеленой и синей красками. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом. Хоры были высоко подняты, отчего пространство собора казалось необычайно просторным и устремленным ввысь.

    Снаружи храм был украшен князем Андреем не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены камнями. Стены были покрыты белокаменной резьбой — резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены. Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры. Камни цоколя выдавались вперед карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями.

    Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы. Над резным убранством Боголюбовского собора трудилось около 20 мастеров. Современники по праву сравнивали этот храм по красоте с постройками царя Соломона. Церковь Покрова на Нерли была выстроена по образцу дворцового собора, но в меньших размерах.

    В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, русская баня на дровах, скотный двор и, за оградой монастыря, трехэтажная гостиница для приезжающих богомольцев, выстроенная в 1866 г. Сейчас в бывшей гостинице помещается поселковая больница. А находившийся рядом странноприимный дом перестроен под поликлинику. В настоящее время эти два здания обители не принадлежат.

    Проходили века, от ветхости рушились княжеские постройки, белые камни разбирались на строительство новых зданий. В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать узкие щелевидные окна храма для «большей светлости», чтобы вставить стекла. В таком виде простоял собор еще 28 лет и в 1722 году рухнул.

    В 1756 году храм был построен вновь. Но перевелись на Руси тогда древние умельцы-камнесечцы, утеряны были секреты строительства белокаменных храмов, да и не было у монастыря таких богатств, какими обладал некогда великий князь Андрей Боголюбский, чтобы восстановить былое великолепие во всей красоте и величии. Мастера старались сохранить все, что было возможно, — основание старого собора с фигурным цоколем, стены, сложенные до половины из белого камня на прежнем фундаменте, несколько резных масок на западной стене и прочее, что осталось от храма, «измечтаного всею хытростию».

    В 1891 году, с разрешения Императорского Московского Археологического общества (председатель - графиня Уварова), крестьянином с. Палех Владимирского уезда Львом Ивановичем Париловым была начата роспись Богородице-Рождественского храма. За образец были взяты сюжеты фресок Андрея Рублева из Владимирского Успенского собора. Был сохранен также и древний иконописный стиль, а все работы производились по старинной иконописной технологии (в состав красок входили яичные желтки, уксус, квас). Фрески писались по сырой штукатурке. Эта роспись, несмотря на столетнюю давность, сохранилась до наших дней и сейчас требует неотложной реставрации.

    Во времена князя Андрея Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси. Вот как предположительно выглядел княжеский замок. Сохранилась лестничная башня - свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 года. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж.

    Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену в даль нерльской поймы, где белеет церковь Покрова на Нерли. Стена с дверью на переход к хорам украшена колончатым поясом. Рядом помещение перехода с его узкими прямоугольными оконцами. Стены перехода украшены монастырскими живописцами в 1764 году сценами, изображающими убийство князя Андрея и явление ему Богоматери.

    В северной стороне второго этажа башни сохранился теперь заложенный древний арочный проем. Он и вел во дворец. Раскопки показали, что под землей сохранились остатки белокаменного перехода ко дворцу. Он поднимался над белокаменной мостовой с проложенными меж ее плит белокаменными желобами для отвода осадков с дворцовой площади. Около башни был узкий арочный проем для пешеходов. Далее, в продолговатом пилоне, было помещение для дворцовой стражи.

    Князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, прямо из верхних покоев дворца пройти анфиладой переходов на хоры собора. Но хоры еще не замыкали дворцового комплекса. К югу от собора находилось симметричное северному южное крыло переходов со второй лестничной башней. Эти переходы вели на замковую боевую стену и в случае тревоги связывали дворец и крепость.

    Так выглядел первоначально многосложный и своеобразный ансамбль Боголюбовского дворца. Здания не располагались в одну линию, но у северной башни делали излом, отвечавший излому южного склона замкового холма. Восточный фасад смотрел в сторону речной пристани. Сюда был обращен алтарь собора, тройное окно лестничной башни и вход в нее. На главную площадь выходил лучший западный фасад ансамбля, связанный в единое целое лентой колончатого пояса и аркадами переходов. В центре приковывал внимание златоглавый собор с как бы охранявшими его лестничными башнями, образующими симметричный и торжественный центр композиции. Он напоминал двухбашенную Киевскую Софию и явно имел цель этого сопоставления.

    После трагической смерти князя его постройки пришли в запустение. Дворец был разграблен убийцами-заговорщиками. В 1177 году Боголюбово подверглось разорению от набега рязанского князя Глеба. Монголо-татарское нашествие довершило опустошение. Князья, преемники Андрея, опасались жить в этом обагренном кровью месте. Лишь несколько монахов основанного здесь же князем Андреем монастыря возносили свои молитвы об упокоении страстотерпца в селениях праведных.

    Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка — резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVII века. Внутри нее находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее наделял деньгами строителей храма св. блгв. кн. Андрей Боголюбский.

    Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна — Богородичный столп — окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две и они служили опорами для сени церковного крыльца.

    Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь с юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 году на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 году. В 1804 году она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

    Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного была разобрана в конце XVIII века, а на ее месте в 1842 году построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором — храм Успения Божией Матери, а в третьем — звонница с колоколами. Самый тяжелый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов, т.е. около 8 тонн. Высота всего здания — 58 метров. Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образа: св.блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними — образ Спасителя. В 1884 году на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами. По свидетельству старожилов каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

    В 1855 году исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св.блгв.вел. князю Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 года в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

    За год до этого, в феврале 1854 года, московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства (было выделено 30 тысяч рублей серебром) соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами: правый — в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 года); левый — свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 года). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В основании престолов были вложены доски с надписями, в среднем основании:

    «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа - Аминь. Тысяча восемьсот пятьдесят пятого года, маия 19 дня, в первое лето царствования Императора Александра II, заложена сия соборная каменная теплая о трех престолах церковь Владимирской губернии в Боголюбовом монастыре, во имя Чудотворной Боголюбовской иконы Божия Матери с приделами: по правую сторону во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, по левую святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, при Владимирском и Суздальском епископе Иустине и при настоятеле монастыря архимандрите Феофиле».

    Далее упомянуто, чьим усердием сооружается храм и кем производятся работы. В основаниях боковых престолов на вложенных досках имеются краткие надписи, в честь каких святых будет освящен престол и обозначено время закладки. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 году. 20 мая 1866 г. состоялось торжественное освящение собора, которое совершил, будучи тогда правящим архиереем Владимирской епархии, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 году).

    Благотворительница монастыря потомственная почетная гражданка Анна Герасимовна Алексеева, урожденная Четверикова (13.05.1804-27.06.1873), была дочерью Герасима Васильевича Четверикова, московского купца из мещан города Перемышля Калужского наместничества. Отец Г.В. Четверикова держал постоялый двор в Перемышле, а Герасим Васильевич первым в роду переселился в Москву. Как вспоминали современники, «благодаря своей честности и аккуратности он стал пользоваться кредитом, что помогло ему значительно расширить свою торговлю и занять видное место в среде московского купечества».

    Анна Герасимовна Четверикова вышла замуж за потомственного почетного гражданина Петра Семеновича Алексеева (24.06.1794-17.10.1850), старшего сына московского 1-й гильдии купца и коммерции советника Семена Алексеевича Алексеева из крестьян сельца Добродеево Ярославской губернии. С.А. Алексеев открыл собственное производство золотой и серебряной канители. Первоначально он держал золототканную фабрику в Якиманской части Москвы, а после пожара 1812 года, уничтожившего фабричное заведение, Алексеевы перебрались в Рогожскую часть. В 1812 г. Семен Алексеевич Алексеев внес значительную сумму на нужды ополчения, и его фамилия в числе других благотворителей была выгравирована на мраморной доске в храме Христа Спасителя в Москве.

    Петр Семенович Алексеев вместе с сыном Семеном имели бумагопрядильную и писчебумажную фабрику в селе Глинки, перешедшую потом к купцам Колесовым. У Петра Семеновича и Анны Герасимовны Алексеевых известны три сына: Дмитрий Петрович Алексеев (16.10.1818-01.04.1868), Семен Петрович Алексеев (30.07.1821-02.02.1883) и Алексей Петрович Алексеев (1822-27.01.1866). Два старших брата Дмитрий и Семен Алексеевы вместе с матерью А.Г. Алексеевой выступили в качестве благотворителей при строительстве Боголюбского собора, и на их средства оно велось вплоть до 1860 года.

    Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей А.В. Алексеева, В.М. Бостингтон, сыновей П.Г. Боткина, П.П. Воронина, М.Л. Королева, братьев П. и Ф. Правоторовых и многих других безвестных благотворителей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

    Основную работу по возведению собора производил монах Серафим под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

    Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление.

    В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми (род Шороховых к тому времени занимался иконописанием уже более 100 лет и был известен не только во Владимирской, но и в Рязанской, Тамбовской, Вятской, Московской губерниях, куда их приглашали для росписи храмов).

    Осенью 1870 года были расписаны священными изображениями алтари, купол и своды собора. Колонны были расписаны позднее, т.к. в описи Боголюбовского собора за 1875 год о столбах храма сказано: «На северо-западной стороне первого правого столпа образ святаго благоверного великаго князя Александра Невского, на полотне, в вызолоченной раме. На втором правом столпе с северной стороны образ Владимирской Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На третьем правом столпе с северной стороны, образ Печерския Божией Матери, на полотне, в вызолоченной раме. На юго-западной стороне первого левого столпа образ святаго благоверного князя Андрея Боголюбского на полотне, в вызолоченной раме и т.д.». Как указывает К. Тихонравов, многие из этих икон были написаны самим И.И. Шороховым.

    В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

    К востоку от собора расположен двухэтажный келейный корпус. Он построен в 1830 году в строгих формах классицизма. (По его образцу в 1883-1884 гг. был возведен келейный корпус в Благовещенском монастыре в Муроме.) В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем — 11 братских келий, две кухни и украшенная росписью братская трапезная с полом из соснового паркета.

    После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нем живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

    К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус — дом архимандрита, построенный в 1786 году. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем — помещались две келий и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 года в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас в этом здании на первом этаже находится монастырский медпункт, а на втором — жилые помещения.

    К югу от собора стоит еще один двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж; был построен во второй половине XVII века, второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. Одно время в этом доме жил на покое преосвященный епископ Иустин и в верхнем этаже была устроена небольшая домовая церковь в честь св. мученика Иустина, но после того, как преосвященный уехал из обители, в 1883 году церковь была упразднена. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем были покои для проживания приезжавших архиереев. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 года этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем проживают паломники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.

    Кроме всего описанного в обители находилась еще одна достопамятная постройка — небольшая часовня, поставленная с южной стороны Рождество-Богородицкого храма, на том месте, где трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея. Внутри на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина. От часовни сохранился до наших дней один лишь фундамент.

    По милости Божией, это была первая и последняя разрушенная церковная постройка в Боголюбском монастыре. Остальные здания, хотя и в полуразрушенном, перестроенном, запущенном виде, но сохранились до наших дней и обретают сейчас свое второе рождение. Ибо, Божия Матерь, повелевшая князю Андрею построить здесь обитель, не оставляет ее Своим попечением и до сего дня.

    Далее
    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100