Филипповское.

Никольская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2016
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Киржачский и Кольчугинский районы

    С. Филипповское.

    Церковь Святителя Николая

    Село Филипповское на р Серой находится в 120 верстах от Владимира и в 56 от Покрова. Ему более 500 лет. Это село великим князем Василием Дмитриевичем (1389-1425) г. дано было Московскому Чудову монастырю, во владении которого оставалось при архимандрите Иоакиме и до 1764 г.

    В писцовых книгах 136 (1628) г. в Филипповском показана церковь Святого Николая Чудотворца - «древяна вверх, в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы. Свечи и колокола и всякое церковное строение - мирское». Когда она поставлена, неизвестно. В 1684 г., по сведениям, собранным в 1799 г., построена новая деревянная церковь во имя того же святителя.

    Она существовала до нынешнего каменного храма, возведённого в 1821 г. В нём три престола: главный во имя Святителя Николая Чудотворца, в тёплых приделах - Преподобного Сергия Радонежского и Святителя Алексия - Митрополита Московского (этот придел освящён в 1818 г.).

    В 1880-х гг. расширена трапезная часть храма. Ограда устроена во 2-й половине XIX в. Утварью, иконами, богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Древностью и ценностью украшений замечательны икона Спасителя, Смоленская икона Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В целости хранились церковные документы: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. Причта по штату было положено - два священника, диакон и два псаломщика. В 1870-х гг. причт состоял из священников Иоанна Виноградова и Иоанна Покровского, диакона Андрея Лебедева, причетников Ивана Розова, Матфея Соколова Павла Никольского и Сергея Кудрявцева.

    На содержание причта получалось: процентов с причтового капитала 70 руб., от земли пахотной и сенокосной до 150 руб., от служб и требоисправлений 2500 руб. Дома у причта собственные на церковной земле.

    Земли при церкви: усадебной 5 дес, пахотной 45 дес, сенокосной 24 дес. План и межевая книга на землю имелись.

    Приход состоял из с. Филипповского и д. Оленино, Никулкино, Дворищи, Чернове, Новая Апександровка, Крутец, Захарово, Рожково, Дубки и сельца Сергиевского, в коих по клировым ведомостям числилось 247 душ мужского пола и 2299 женского, из них раскольников 32 души обоего пола. В селе имелись школа грамоты (в 1895 г. 12 учащихся) и земская народная школа V (35 учащихся). В д. Оленине с 1891 г. открыта церковноприходская школа, содержавшаяся на средства местного купца, учащихся в 1896 г. было 67. В д. Никулкино, Дворищи, Захарове и Новая Апександровка существовали земские народные школы. В них обучались в 1895-1896 гг. 152 человека.

    В советское время храм был закрыт.

    Вновь открыт в 1990-х гг. и восстанавливается. Уже в наше время в Филипповском был построен второй каменный храм, вероятно крестильный.

    В 1990-х гг. на святом источнике устроена часовня. Филипповское стояло на Стромынской дороге.

    Постепенно из Москвы вдоль Стромынского тракта распространился по деревням и сёлам промысел ткания шёлковых лент и производства бархата. В статистическом обозрении Владимирской губернии за 1817 г. говорится, что в Покровском уезде, куда входило и с. Филипповское, крестьяне «занимаются тканием шёлковых сырцовых ленточек и в Москву отходят для сего рукоделия до 306 человек».

    Производство бархата развернули Спиридон Евдокимов в д. Никулино, Цирков в с. Заречье, Наумов распространил его в 1820-1825 гг. над. Наумово, Михалёвка, Исаковка, Храпки, Перегудово, Дубровка. Вдоль дороги, ведущей из Москвы в Киржач, в XVI-XIX вв. в деревнях вырабатывались на ручных станах ворсовые и гладьевые шёлковые ткани. В XIX в. одним из самых крупных центров обработки шёлка стал Киржач.

    Производство шёлка на ручных станах крестьянами с. Филипповского и соседних деревень описано в исследовании Сергея Андреевича Харизоменова (1854-1917) «Промыслы Владимирской губернии, вып. III. Покровский и Александровский уезды. М. 1882». С.А. Харизоменов родился во Владимире, в семье священника, окончил Владимирское Духовное училище и семинарию, продолжил образование в Московском университете (1876). Был членом народнических организаций «Земля и воля» и «Чёрный передел», в начале 1880-х гг. отошёл от революционного движения, работал сначала во Владимирском земском статистическом бюро, потом в Таврическом, Саратовском, Тульском, Тверском. В 1881-1884 гг., он совместно с B.C. Пругавиным занимался исследованием кустарных промыслов во Владимирской губернии, на основе добытых материалов была им и написана книга.

    Исследование производилось методом опроса. Наняв в извозчики разорившегося филипповского ткача, он изъездил с ним все «шёлковые» деревни, заходил в каждую светёлку и избу, расспрашивал и записывал. В частности, Харизоменов выяснил, что «Богородский уезд обучил Покровского ткача-отходника шёлковому производству, он давал материал и средства... светёлочнику, который устраивал местные заведения».

    Всё население, занимавшееся промыслом, разделялось на небольшую группу самостоятельных фабрикантов и массу наёмных ткачей. Работали главным образом в светёлках, так как грязь и копоть в жилых помещениях не позволяли вырабатывать доброкачественные ткани. А сырье было слишком дорого, чтобы подвергать его риску случайной порчи. Светёлки помещались на территории усадьбы позади огородов, вдали от жилых помещений во избежание пожаров - ведь на станах было постоянно заправлено товара на несколько тысяч рублей. В обычной светёлке находилось 10 станков и 2-3 шпульных колеса, работали 12-13 человек. Далеко не каждый светёлочник был в состоянии вести промысел самостоятельно. Рабочий день ткача начинался в 5-6 часов утра и заканчивался в 10 вечера, иногда в 11-12 ночи. За это время ткач мог выработать до полутора аршин бархата. Одну из таких светёлок, сохранившуюся в соседней с Фи-липповским д. Апенино, перевезли в Киржач на территорию шёлкового комбината как памятник промышленной архитектуры начала XIX в.

    Что началось на землях Киржачского района вскоре после Октябрьского переворота показывает выписка из протокола общего собрания Филипповского волостного совета крестьянских и рабочих депутатов 19 июня 1918 г.: «Голод в волости полный, народный бунт неизбежен.

    Сегодня волнение выразилось пока в том, что заседание общего собрания было прервано наплывом толпы, требующей хлеба; пайков не выдаётся совершенно никаких и не предвидится в будущем. Советской власти угрожает опасность, поэтому в силу всех этих соображений общее собрание настойчиво просит Московский областной продовольственный отдел немедленно выслать хлеба в достаточном количестве. Постановлено ещё послать делегатов в Московский областной продовольственный комитет для ознакомления его с ужасом продовольственного положения в волости и исходтайствия продовольствия...». Поблизости от с. Филипповского в д. Бережки была усадьба Вяземских, от которой остался только парк.

    В соседней с Филипповским д. Захарово в 1998 г. местным жителем А. Уголковым, по благословению священника, была восстановлена разрушенная в 1960-х гг. часовня.

    Новая часовня построена в д. Мележа, стоящей у р. Мележи, притока Шерны.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100