Борисоглебский Погост.

Вознесенская церковь

Дата публикации или обновления 14.10.2016
  • Храмы Владимирской области
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: БоголюбовоВладимирКиржачМуромПокровСуздальЮрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Киржачский и Кольчугинский районы

    Борисоглебский Погост.

    Церковь Вознесения Господня

    Раскопки показали, что на Борисоглебском Погосте у р. Киржач люди жили с XI в. До разделения России на губернии погост был центром Борисоглебского стана Переславль-Залесского уезда. Церковь здесь в первый раз отмечена в патриарших окладных книгах в 1654 г. Была ли до этого здесь церковь, сведении не сохранилось.

    В 1654 г. в патриаршую казну с этой церкви положено дани 6 алтын 5 денег десятильничьих (алтын - 3 копейки, а деньга - полкопейки; дань назначалась патриаршими подьячими по числу дворов в приходе, так называемая десятая деньга; российский рынок обслуживался копейкой, деньгой и полушкой, а такая крупная денежная единица, как рубль, до середины XVII в. не имела материального воплощения в виде монеты или слитка). Ту же дань церковь платила и в 1692 г., по переписным книгам 1678 г. при ней был 31 приходской двор.

    В 1713 г. вместо Борисоглебской церкви построена новая деревянная в честь Вознесения Господня с приделом Святых мучеников Бориса и Глеба, строителем был соборный старец Троице-Сергиева монастыря иеромонах Иларион Ремезов, освящена была церковь архимандритом того же монастыря Георгием.

    Вместо обветшавшей деревянной церкви в 1810 г. начат каменный храм, постройка продолжалась 18 лет: он был освящён в 1828 г. В 1848 г. тёплая трапеза расширена, и с того времени храм оставался в неизменном виде. Престолов в нём три: в холодном в честь Вознесения Господня, в приделах тёплых в честь Успения Божией Матери и Святых благоверных князей Бориса и Глеба.

    Церковь была достаточно снабжена утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами. Особенно замечательна была местная икона Успения Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, с надписью: «Изображение святой иконы Успения Пресвятой Богородицы, иже обретается в Лавре Киево-Печерской над царскими враты». В углублении иконы находились частицы святых мощей Нифонта епископа Новгородского, Николы Святоши князя Черниговского, Григория Чудотворца, мученика Евстратия, преподобного Феодора и преподобного Василия. Этой иконой в 1763 г. киево-печерский иерей Василий благословил генерал-аншефа Чулкова. Василий Иванович Чулков (1709-1775)-действительный камергер, в 1762 г. генерал, в том же году при отставке генерал-аншеф. Начал службу в 1739 г. истопником во дворце цесаревны Елизаветы Петровны, приобрёл её доверие, в 1742 г. он камер-юнкер, в 1743 г гардеробмейстер. Елизавета Петровна, боясь дворцового переворота, подобного тому, который привел её саму к власти, ночью почти не ложилась спать. Одной из обязанностей Чулкова было ночью бодрствовать, сидя в кресле у дверей спальни императрицы.

    В 1817 г. его наследники передали икону в церковь Борисоглебского Погоста. Хранились церковные документы: копии с метрических книг с 1800 г. (приходские храмы до революции 1917 г. выполняли обязанности, которые впоследствии были возложены на ЗАГСы), исповедные росписи с 1829 г. (документ, отошедший в прошлое, это свидетельство о том, что член прихода, то есть каждый православного вероисповедания житель приписанных в приход села и деревень, был на исповеди, уклонение от неё свидетельствовало о необходимости пастырского увещевания и могло повлечь за собой подозрение в причастности к расколу).

    Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. В конце XIX в. на их содержание получалось от земли пахотной и сенокосной и леса до 230 руб., процентов с причтового капитала (1641 руб.) - 262 руб., от служб и требоисправлений 1344 руб. (в 1896 г.), а всего до 1800 руб. в год (то есть деньгами в месяц 50 руб. на одного члена причта, из этих денег священник получал 70-80 руб., для сравнения в 1890-х гг. стоимость проезда от Москвы до Петушков в 3-м классе - 1 руб. 64 коп). Сельское духовенство было бедным. Для пропитания семьи пастырю приходилось быть ещё и пахарем. Причт имел собственные дома на церковной земле.

    Её было - усадебной 1 десятина 1632 кв. саж., пахотной 62 дес. 364 саж., из них более 30 дес. пустопорожней и до 5 дес. поросло лесом. Дровяной и строевой лес в 1872 г. продан и деньги обращены в причтовый капитал, сенокосной - 13 дес. 1068 саж., имелись план и межевая книга. Приход состоял из сельца Фёдоровское, сельца Дворищи и д. Новая, Полутино, Пиково и Трохино, в них по клировым ведомостям числилось 816 душ мужского пола и 967 женского. В приходе имелись две школы: в сельце Фёдоровском церковноприходская, учащихся в 1895 г. было 52, в д. Трохино земская на 25 человек.

    В начале 1870-х гг. причт церковный по штату состоял из священника и псаломщика. В действительности в это же время при Борисоглебском храме служили священник Василий Романовский , диакон Николай Романовский, причетник Пётр Николаевский.

    В советское время храм был закрыт и разорён.

    В 1990-х гг. возвращён верующим и восстанавливается.

    В 3-х километрах ниже по течению р. Киржач стоял Успенский храм с. Богородского (в 1 км от д. Илейкино), разрушенный в советское время. В Илейкино, уже в наше время, построена часовня.

    В начало

     
    Rambler's Top100