Обзорная экскурсия

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • К оглавлению: книга Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии.
  • Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Обзорная экскурсия.

    Примерно в 25 км от Рязани по дороге на Москву на шоссе вы можете найти поворот к городу Рыбное. Оттуда идет дорога на родину поэта Сергея Есенина — в село Константиново. Не доезжая до с. Константиново, вам встретится развилка, где можно увидеть кованый крест. Налево пойдет дорога на родину поэта, направо — в Иоанно-Богословский монастырь.

    Чтобы по-настоящему проникнуться духом обители, следует окунуться в монастырскую историю, полную уходящих в седую древность чудес.

    Ни об основателях монастыря, ни о времени его основания документальных свидетельств не сохранилось. Некоторые историки полагали, что монастырь основан еще в XI в., во всяком случае, он существовал уже в начале XII в. (см.: «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» / Под ред. В.П. Семенова. - Т. 2. - СПб., 1902. - С. 299).

    Монастырское предание связывает возникновение обители с проповедью в Рязанской земле монахов-миссионеров из Византии. Считается, что ими был принесен в эти края чудотворный образ апостола Иоанна Богослова как благословение, переданное Патриархом Царьградским великому князю Киевскому.

    Предание о написании древней иконы апостола и евангелиста Иоанна Богослова помещено в славянском Прологе под 26 сентября. Она была написана в VI столетии в Царьграде. Недалеко от столицы в небольшом городке жил мальчик-сирота, который пас гусей у городских ворот. Над входом в город был изображен Иоанн Богослов, и каждый день, выгоняя гусей на пастбище, мальчик пытался запечатлеть на песке этот образ. Гусарь часто молился, желая научиться рисовать, и упорно не прекращал своих занятий. Однажды ему явился Иоанн Богослов в виде седого старца с ясным молодым взором и спросил: «Что это ты делаешь?» Мальчик объяснил ему, и тогда старец дал ему запечатанное письмо — грамотку и направил мальчика к лучшему императорскому иконописцу в Царьград. Иконописец, прочитав удивительную грамоту, взял гусаря к себе. Некоторое время спустя один царедворец заказал ему написать икону Иоанна Богослова. Иконописец подготовил доску и ушел, оставив мальчика растирать краски. В этот момент гусарю вновь явился старец. Он взял его руку в свою и стал помогать писать образ апостола Иоанна, который спустя несколько столетий по промыслу Божию был принесен на Рязанскую землю.

    История о чудесном написании образа апостола Иоанна Богослова получила широкую известность в Константинополе. В VII—VIII вв. с той иконы было написано много списков, которые распространились по всей Византии.

    Архимандрит Авель, будучи игуменом Русского монастыря на Афоне и много путешествовавший по обителям Святой Горы, однажды увидел в греческом скиту древний византийский список чудесно созданного образа Иоанна Богослова, датируемый примерно VIII в. Он полностью соответствовал описанию рязанской святыни. Греки рассказали уже знакомую историю чудесного появления образа с небольшими отклонениями от русской версии предания...

    Первоначально монастырь располагался на склоне большого холма, возвышающегося над рекой Окой. У основания холма бил источник. Окрестные места тогда выглядели иначе: высокие холмы были покрыты многовековым дубовым лесом, а от монастыря до самой реки тянулись пространства, покрытые озерами и старицами. Вначале обитель была пещерной. Эти пещеры (предположительно конца XII столетия) сохранились до сих пор, хотя теперь настолько обветшали, что туда нет никакого доступа. Однако всего около ста лет назад в них можно было попасть. В школьном журнале начала XX в. напечатаны воспоминания одного гимназиста об экскурсии по подземельям, о кельях и храме «в плотных слоях береговых отложений». Возможно, и мы когда-нибудь сможем увидеть древний подземный монастырь.

    Со Святым источником у подножия холма связано немало историй, повествующих о чудесных исцелениях по молитвам апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С 1872 г. было решено записывать обстоятельства этих удивительных событий в монастырскую летопись, причем такие записи ведутся до сих пор.

    Спускающаяся от монастыря проселочная дорога, огибая соседние холмы, приведет вас в небольшую рощицу — к Святому источнику.

    Здесь есть колодец, купальни и новая пятиглавая часовня. Вы найдете и ветхий деревянный вход в древние пещеры на склоне холма. У источника также устроена небольшая монастырская лавка.

    Прекрасный вид на монастырский комплекс открывается с обзорной площадки и стоянки экскурсионных автобусов. Расположенный рядом магазин предлагает продукцию монастырского подсобного хозяйства, горячий чай и свежую выпечку. Оборудованы столы и лавочки под навесом. Имеется туалет, контейнер для мусора. Стоянка не охраняется.

    От стоянки грунтовая дорожка, отсыпанная песком, спускается через дубовый лес к подножию холма и приводит к Святому источнику. Расстояние до источника — 700 м, спуск пологий.

    Первое упоминание о Свято-Иоанно-Богословском монастыре относится ко временам монголо-татарского нашествия на Русь. В 1237 г. хан Батый после разорения столицы Рязанского княжества — Старой Рязани — продвигался вдоль Оки на Коломну. К Свято-Иоанно-Богословскому монастырю войско приступило с намерением ограбить его и сжечь. Однако грозный хан и его воины были так устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова, что отказались от первоначальных намерений. Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая впоследствии хранилась иноками 416 лет, пока в 1653 г. при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле печать не была снята для позолочения большой водосвятной чаши. Чудотворный образ тогда временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, а чаша до сих пор находится в экспозиции Рязанского краеведческого музея.

    Существует много дивных историй о чудесах, которые через свою икону явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Например, 8 ноября 1865 г. по его заступлению было спасено от страшного пожара село Окаемово, находящееся близ монастыря.

    Но вернемся к Святым вратам монастыря. Ранее перед ними был глубокий овраг с мостом через него. Таким образом, обитель стояла на холме, отделенном от села. Ныне овраг у Святых врат засыпан.

    Зайдя в монастырь, по правую руку от входа вы увидите иконную лавку, где сможете приобрести духовную литературу, иконы (в том числе и написанные братией), сувениры, керамику, картины художников и многое другое.

    У привратника женщины могут получить платки и юбки. Наличие этих предметов одежды необходимо для посещения монастыря.

    Следует помнить, что на территории обители съемка возможна только с благословения наместника или благочинного монастыря, найти которых вы можете, обратившись к продавцу за свечным ящиком в Иоанно-Богословском или Успенском соборе.

    История строительства архитектурного комплекса, который можно видеть сегодня, началась в XVII в., когда после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова наступило время относительной стабильности и государственного строительства. В середине XVII в. возводятся первые каменные строения: ограда с четырьмя угловыми башнями — двухэтажными, со сводами, шпилями из белого железа и резными железными изображениями ангелов вместо флюгеров.

    Монастырская ограда, семиугольная в плане, имела в XVII в. четыре двухэтажные восьмигранные башни и с северной стороны — Святые врата. Одна из башен, по преданию, именовалась Батыевой (точное расположение и происхождение наименования не установлены).

    Все башни и каменная стена, за исключением восточной, восстановлены в конце XX столетия.

    Восточная часть ограды — единственные сохранившиеся остатки первоначальной стены, возведенной в середине XVII в. по проекту Ю.К. Яршова.

    Войдя в монастырь, сразу можно видеть скромную постройку, выглядящую, как простой куб с прорезанным в нем арочным проемом и одной главой. Это Святые врата, построенные по проекту зодчего Юрия Яршова в 1658 г., сохранившиеся со времени начала каменного строительства и оказавшиеся сейчас из-за перестроек внутри монастырской ограды. Это самое древнее строение обители.

    Врата внутри украшены уникальными фресками, относящимися также к XVII в., — единственными сохранившимися на территории Рязанской области настенными росписями такой древности. Тема росписи представляет собой набор иконографических сюжетов из Нового Завета и Апокалипсиса, помещавшихся в XVI—XVII вв. в соответствии с церковной символикой того времени в притворах храмов или в Святых вратах.

    В северной половине Святых врат изображены видения Иоанна Богослова и пророчества. Внутри врат над южной аркой можно увидеть композицию «Успение», над северной — «Деисус». Большой интерес представляют изображения князей Бориса и Глеба, особо чтимых на Рязанской земле. По одной из версий, автором росписи считается Тимофей Рязанец, талантливый мастер из солотчинской иконописной мастерской (некоторые исследователи полагают, что Тимофей Рязанец принимал участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля).

    Росписи Святых врат Иоанно-Богословского монастыря являются памятником культурного наследия и охраняются государством.

    Сейчас внутри врат устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, которая открыта для богомольцев в дневное время суток с мая по октябрь. Греками икона Иверской Божией Матери в афонском монастыре Иверон называется «Портаитисса», что значит «вратарница». Рядом со Святыми вратами возвышается самая впечатляющая часть монастырского ансамбля — видимая за много километров Большая, в русско-византийском стиле, колокольня. Она была построена в 1901 г. по проекту рязанского архитектора В. Цеханского на средства известного мецената того времени, очень много сделавшего для обители, Давида Ивановича Хлудова.

    При строительстве использовались самые современные на тот момент инженерные технологии. Самый большой из размещенных колоколов весил 545 пудов — почти 9 т; чтобы его установить, колокольню пришлось оставить недостроенной, своды купола замкнули лишь после того, как колокол подняли. Когда-то в колокольне размещалась монастырская библиотека, где хранились старинные книги. Те из путешествующих, кто преодолел непростой подъем по крутой винтовой лестнице, были сполна вознаграждены великолепным видом на заливные луга, окрестные холмы и огибающий их серебристый поток Оки, плавно несущей свои воды вдаль.

    Высота колокольни до креста — 76 м, высота до навершия креста — 85,5 м. В дореволюционных описаниях нередко утверждалось: колокольня выстроена специально такой высоты, что она «на один камень ниже колокольни Ивана Великого в Московском Кремле» (считается, что высота московской колокольни — 81 м). Колокольня Богословского монастыря поставлена на высоком холме и видна от стен Рязанского кремля. Для сравнения: колокольня Успенского собора Рязанского кремля (1840 г.) достигает высоты 83,2 м, но лишь за счет 25-метрового тонкого шпиля.

    Ныне на колокольне располагается подбор из 21 колокола. Вес большого благовестника — 8400 кг (525 пудов).

    Колокола были вновь отлиты на средства благотворителя Б.Н. Кузыка в колокольном центре В.Г. Шарикова при московском храме святителя Николая в Заяицком и подняты 21 мая 2006 г.

    Малая шатровая колокольня входит в систему восточной стены и, подобно башне ограды, сильно выступает наружу. Колокольня трехъярусная, с двумя рядами слуховых окон относится к середине XVII в. Шатер вначале был покрыт зеленой черепицей, замененной в XIX в. белой жестью. Прекрасной работы прорезной кованый крест XVII в. с разобранной древней Успенской церкви установлен на ней в 1870 г. взамен старого, снесенного бурей.

    После возобновления иноческой жизни в конце 1990-х годов в нижнем ярусе малой шатровой колокольни был устроен однопрестольный храм «под колоколы» в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Храм был полностью обустроен и расписан в стиле XVII в. 19 мая 2001 г. он был дополнительно посвящен прославленному за год до этого на Поместном Соборе Русской Православной Церкви государю-страстотерпцу Николаю II. Богослужения здесь совершаются в престольные праздники храма или по особому благословению. Между колокольнями у восточной стены ограды стоит хозяйственная постройка XVII в. — ледник, над которым раньше было деревянное сушило.

    В центре обители взору входящих открывается каменный Иоанно-Богословский собор. Он был построен в 1689 г. на месте дуба, на котором был найден чудесно перенесшийся сюда образ Иоанна Богослова. Предание гласит, что после одного из разбойничьих набегов монастырь пытались перенести в более безопасное место — село Высокое Михайловского уезда, к Засечной черте, под защиту русских пограничных дружин. Но Иоанну Богослову не угодно было оставаться там. Чудотворная икона апостола исчезла из храма и была чудесно обретена вновь в Пощупово, но не на месте прежнего расположения монастыря, а несколько севернее, в монастырском лесу на огромном дубе.

    Возле этого могучего дерева настоятель с братией и начали заново отстраивать обитель. При расчистке площадки для храма дуб -спилили, а доску, сделанную из него, положили на главный престол в возведенном Иоанно-Богословском храме.

    Соборная церковь Иоанна Богослова устроена трудами ярославских каменных дел мастеров Остафьева и Матвеева по образцу «церкви Космы и Дамиана за Москвою-рекою в Нижних Садовниках». Перестроена по проекту рязанского губернского архитектора С.Л. Щеткина (1861 г.). Пострадала в период гонений на церковь в XX в., перестраивалась под хозяйственные цели.

    Восстановлена после возобновления иноческой жизни в конце XX в. и освящена архиерейским чином 20 мая 1989 г.

    После секуляризации в 1764 г. императрицей Екатериной II церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок.

    Лишенные средств монахи уже не могли поддерживать храмы и другие строения в должном состоянии. К XIX в. собор обветшал, на верхнем этаже служба совершаться уже не могла из-за отсутствия пола, и в 1826 г. иконостас верхней церкви разобрали. Нижний этаж тоже сильно обветшал, в стенах появились расселины, и в конце концов службы стали совершаться в деревянных пристройках.

    Во второй половине XIX в. начинается новый подъем церковного строительства. Промыслом Божиим в 1860 г. неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец первой гильдии Давид Иванович Хлудов, один из сыновей известного русского промышленника, владельца Егорьевской мануфактуры и других предприятий. Давид Иванович, получив треть многомиллионного наследства отца, целиком посвятил себя благотворительности. Всего за свою жизнь он пожертвовал на строительство и обновление храмов и монастырей более 2 млн рублей.

    Приехав в свое рязанское имение, он посетил Иоанно-Богословскую обитель и был поражен ее бедностью и удручен состоянием дел. Почти все здания были в запустении, малочисленная братия жила в весьма обветшавших кельях, богомольцев в обители почти не бывало. В Рязани уже мало кто помнил об этом монастыре. Давид Иванович Хлудов принимает решение восстановить обитель и передать монастырю купленные земли и угодья.

    Богословский собор полностью перестраивается — из двухэтажного становится одноэтажным; устанавливается новый иконостас, иконы для которого заказываются у известного рязанского художника Н.В. Шумова. К началу 1870-х годов московскими живописцами были расписаны стены и потолок храма, так что в воспоминаниях свидетелей того времени появляются записи о великолепии служб и благоустроенности обители.

    И когда в конце 1864 г. настоятель Иоанно-Богословского монастыря архимандрит Феодосии по преклонности лет и слабости зрения удалился на покой, на его место Святейшим Синодом по прошению Д.И. Хлудова был назначен деятельный и энергичный казначей Рязанского архиерейского дома иеромонах Виталий (Виноградов).

    При нем монастырь становится общежительным, реорганизуется на основе устава Коневского монастыря с аскетически строгими правилами по образцу афонских. Вводится более продолжительный чин богослужения, а впоследствии и вечернее правило с поклонами, постепенно приучавшее насельников обители к умной Иисусовой молитве — существенно важной части монашеского подвига. Архимандрит Виталий управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 г. в возрасте почти ста лет. Число монахов при нем возросло и составило более ста человек, монастырь заново отстроился, появились средства на его содержание. Но главным для архимандрита Виталия оставалось духовное наставничество и руководство братии и приходящих богомольцев.

    Храм Успения Пресвятой Богородицы был возведен в 1868—1870 гг. В нем освятили три престола: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Димитрия Солунского — небесного покровителя Д.И. Хлудова; левый — в честь святителя Николая Чудотворца. Храм был расписан московскими живописцами в 1873 г.

    За центральными воротами была построена монастырская «хлудовская» богадельня, в которой ныне размещается сельская больница.

    При содействии Д.И. Хлудова в XIX в. строится трехэтажный братский корпус, в котором помимо келий располагались хозяйственные помещения: сапожная мастерская, комната для портных, хлебопекарня и квасоварня, а также зимняя кухня с кладовыми. В конце XX в. полуразрушенный братский корпус был полностью восстановлен, а на нижнем этаже устроена трапезная для братии. На третьем этаже открыт храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», великомучеников целителя Пантелеймона и Георгия Победоносца. Здесь находится список с подлинника иконы «Скоропослушница» из болгарского монастыря Зограф на Святой Горе, выполненный в XIX в. на Афоне и тогда же присланный в Россию. Крестовый храм наместника освящен 21 июня 2002 г. архиерейским чином в день 75-летия архимандрита Авеля. В храме хранятся ковчеги со святыми мощами, чтимые иконы и другие святыни обители.

    Храм открыт для посещения паломников.

    За собором Иоанна Богослова с восточной стороны некогда было древнее монастырское кладбище (№ 20 на плане). Здесь хоронили не только монахов, но и уважаемых жителей Рязани.

    В частности, здесь были фамильные захоронения Ляпуновых (Прокопий Ляпунов - известный общественно-политический деятель времен Смутного времени, с его именем связана организация первого похода на Москву с целью освобождения от поляков), Шишковых (адмирал А.С. Шишков - известный общественно-политический деятель первой половины XIX в., значимая фигура в окружении императора Александра I во время Отечественной войны 1812 г.; исследователь истории русского языка, заложивший основы нового научного направления, не получившего признания при жизни автора; автор «Славянорусского корнеслова» и противник реформ русского языка, разрушавших общеславянское единое сообщество).

    Под алтарной частью Иоанно-Богословского собора, в подклете, устроен однопрестольныи храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников российских. Освящен 1 августа 1993 г. Богослужения проводятся в престольные праздники храма или по особому благословению. Каждую субботу после Божественной литургии в храме в присутствии всей братии и богомольцев наместником или чередным иеромонахом совершается заупокойная лития.

    Здесь упокоились последние настоятели Свято-Иоанно-Богословского монастыря перед его закрытием в 30-х гг. XX в. В этом храме почивают честные останки архимандритов Виталия (Виноградова), Тихона (Преображенского) и Зосимы (Мусатова). Честные останки архимандритов Виталия и Тихона были обретены в 1992 г. напротив алтарной части Богословского собора. Могилу же архимандрита Зосимы, последнего настоятеля перед закрытием монастыря, найти оказалось сложнее. Ее приблизительное местонахождение было указано настоятелем монастыря архимандритом Авелем (Македоновым). В селе Ходынино братия и послушники после трехдневных поисков обнаружили останки архимандрита Зосимы, которые были торжественно встречены у Святых врат.

    В этом храме расположена братская костница, устроенная по образцу афонских.

    6 декабря 2006 г. завершился земной путь батюшки Авеля — Господь призвал к себе верного раба и доброго пастыря... Архимандрит Авель (Македонов) — наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря, некогда игумен афонского Свято-Пантелеимонова монастыря — погребен под алтарем Богословского собора, также в Серафимовском храме. За Восточными вратами монастыря находится корпус, где живут паломники, трудники, рабочие.

    Рядом располагаются некоторые объекты монастырского подсобного хозяйства, а также пекарня и пасека.

    От Восточных врат уходит вниз дорога, ведущая на заливные луга, где находятся монастырские конюшня и коровник, а также тропинка, ведущая на Святой источник.

    Храм Успения Пресвятой Богородицы в период гонений на церковь в XX в. пострадал.

    Он перестраивался под хозяйственные цели. Начал восстанавливаться после возобновления иноческой жизни с конца 90-х гг. XX в. В начале XXI в. в церкви установлен уникальный по цветовому решению фаянсовый иконостас. Храм освящен 9 июля 2009 г.

    В подклете собора завершаются работы по созданию музея истории обители. Работы по сбору исторических материалов были начаты братией по благословению архимандрита Авеля, активное участие в них принимали епископ Иосиф (Македонов), игумен Виталий (Уткин), иеромонах Дионисий (ныне игумен, наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря), историки и краеведы из Рязани и Москвы, студенты и преподаватели отделения теологии Рязанского государственного университета. Собранные материалы составили основу возрожденного архива и библиотеки, некоторые из реликвий нашли свое место в ризнице. Вход в музей - с восточной стороны (№ 10 на плане).

    К югу от храма Успения Пресвятой Богородицы, на склоне холма, расположен дом наместника (№ 12 на плане) (постройка конца XX в. в традиционном русском стиле, характерном для рязанских усадеб конца XIX в.). Здесь паломники могут посетить мемориальные покои архимандрита Авеля.

    Домовый однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары освящен 9 декабря 1999 г.

    В северо-западной части монастыря находится Настоятельский корпус, построенный в XVII в. От первоначальной постройки сохранился нижний этаж, в котором были поварня, трапезная комната и служебное помещение. Вверху были настоятельские келий, а внизу в XIX в. была устроена просфорня.

    Знакомясь с обителью, мы то и дело касаемся ран, нанесенных в XX в. Иоанно-Богословская обитель разделила судьбу других монастырей и храмов Русской Православной Церкви. Начиная с 1919 г., еще при настоятеле архимандрите Тихоне (1914—1925), властями предпринимались неоднократные попытки закрыть обитель, однако сделать это удалось только в 1931 г. при архимандрите Зосиме. Иноки обители во главе со своим настоятелем были арестованы, всех их ждали ссылка и концлагеря. Монастырское имущество было разворовано, ценнейшая библиотека сожжена, некоторые иконы и предметы, представлявшие, с точки зрения властей, историко-художественную ценность, перешли в распоряжение областного музея.

    В зданиях монастыря разместили детский дом для малолетних правонарушителей. Наставники этих детей в качестве «практики» предлагали сбивать фрески со священными изображениями. За уничтожение одного квадратного метра фресок поощряли конфетами.

    Спустя некоторое время в монастыре разместили сельское училище механизации. В Иоанно-Богословском соборе устроили клуб и спортивный зал. В Большой колокольне и Святых вратах с уникальными фресками XVII в. оборудовали топливный склад. В двух монастырских гостиницах была устроена средняя школа, а в здании бывшей Хлудовской богадельни — сельская больница.

    В 1970-х годах в монастырских зданиях оборудовали склады имущества областного Управления внутренних дел.

    Часть территории, прилегающая к Братскому корпусу, была обнесена глухим забором с колючей проволокой.

    Постепенно монастырские здания разрушались. Осыпались стены, с колокольни падали белокаменные резные детали, угрожали обрушиться старые ворота. Формально монастырь был поставлен на учет как памятник архитектуры, но средств на его реставрацию не было.

    Осенью 1988 г. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 16 мая 1989 г. по благословению управлявшего Рязанской епархией архиепископа Симона наместником монастыря был назначен архимандрит Авель (Македонов) — опытный в духовной жизни священнослужитель, с 1945 г. подвизавшийся в монашеском звании. Освящение собора во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 20 мая 1989 г. стало точкой отсчета новой истории возрожденного монастыря.

    Архимандрит Авель, в прошлом игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, ввел в Свято-Иоанно-Богословском монастыре традиции афонского братства. Новый устав монастыря сближал весь строй жизни обители с афонскими тысячелетними традициями.

    В настоящее время все монастырские храмы трудами братии и усердием благотворителей обновлены и благолепно украшены. У южной ограды возведен новый двухэтажный корпус. На втором этаже этого здания сейчас располагается гостиница для останавливающихся в обители священнослужителей, паломников (архондарик, вход в центре здания напротив паперти храма Успения Пресвятой Богородицы). На первом этаже — трапезная для богомольцев. В верхнем этаже также расположен домовый однопрестольный храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба, устроенный, украшенный и снабженный утварью на средства благотворителя обители Бориса Николаевича Кузыка в память о трагически погибшем сыне Павле.

    Уже в наше время в обители была построена новая котельная, в 2002 г. в монастырь подведен газ, обновлена система водоснабжения. Построено новое здание хлебопекарни, налажено свечное производство. В возрожденной обители уже много лет существует своя пасека, дающая немало ароматного меда.

    В монастыре были созданы две библиотеки: одна — непосредственно в обители, для духовного возрастания братии, другая — в Николо-Ямском храме г. Рязани — для широкого круга читателей. Последняя имеет читальный зал и абонемент с богатейшим фондом.

    Если солнце уже закатилось, а вы не готовы расстаться с обителью, то двери монастырской гостиницы открыты для вас. Обратитесь к благочинному, и он постарается разместить вас на ночлег.

    А утром вас разбудит перелив колоколов в высоком и чистом небе...

    Далее: Истории обители в датах. Фрагменты записей монастырской летописи.
    В начало

     
    Rambler's Top100