Святыни храма Иоанна Предтечи в Коломне

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Храмы Московской области

Церковь зачатия Иоанна Предтечи в Городищах

Святыни храма Иоанна Предтечи в Коломне

В храме Иоанна Предтечи до XX века хранилось Евангелие 1661 года. Особую ценность представлял иконостас XIV века, выполненный из простых, грубо отёсанных досок. Однако в советское время храм был закрыт и разорён, утрачены почти все его святыни. От этого драгоценного собрания осталась лишь одна икона — храмовый образ «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» XIV века.

До наших дней сохранилось всего пять памятников конца XIV — начала XV вв., имеющих отношение к Коломне: житийная икона святителя Николая (хранилась в храме Иоанна Богослова), икона Бориса и Глеба (хранилась в одноимённом храме в Запрудах), икона «Воскресение Христово — Сошествие во ад» (хранилась в храме Воскресения Словущего), Донская икона Богоматери (хранилась в Успенском кафедральном соборе) и упомянутая икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием».

Коломенские иконы входят в золотой фонд русской иконописи периода собирания Руси. Все они сейчас хранятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ).

Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» (размер иконы 170 х 102 см) была написана в 90-х гг. XIV века мастером круга Феофана Грека в лучших традициях царьградского стиля. Имя Феофана Грека среди имён прославленных иконописцев Древней Руси занимает особое место: выходец из Византии, он не только принёс на Русь своё мастерство, но и смог стать основоположником нового направления в русской иконописи. Созданная им иконописная школа оказала значительное влияние на русское искусство. Хотя современные искусствоведческие исследования оставляют за Феофаном Греком бесспорное авторство лишь его новгородских фресок, те работы, которые принято относить к «школе Феофана Грека» или «кругу Феофана», свидетельствуют о том, что на рубеже XIV — XV вв. на Руси творил гениальный художник. Для нас особенно интересно то, что ряд его работ связан с Коломной.

Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием»
Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием».

Образ Иоанна Предтечи из Городищ написан в мастерской, где ведущим был стиль Феофана Грека и которая, по-видимому, функционировала в Коломне в связи с украшением местных церквей живописью . «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» — ранее неизвестная на Руси иконография, впервые появившаяся в Коломне. Это самое древнее русское изображение Иоанна Предтечи как Ангела пустыни, которое исполнено внутренней мощи и духовной силы. Великий пророк, стоящий на грани Ветхого и Нового Заветов, изображён тут в традициях поздневизантийской иконографии.

Фрагмент иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием».
Фрагмент иконы «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием».

Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника — звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Примечательно, что в данном конкретном случае этот образ стоял пред лицом епископа в его загородном богомолье. На иконе святой Иоанн держит в левой руке свиток, который восходит к евангельским текстам об Иоанне, посланном в качестве предшественника Христа. Далеко не случайна цитата из Евангелия (Мф., III, 2; IV, 17; Мк., I, 15; Лк., III, 9) на свитке в руке Предтечи: «Покайтесь, приближи бо ся царство небесное. Уже бо секира при корени древа». Покаяние — общее настроение русского общества того времени. Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1935 году. На тот год сохранность святыни описали так: «Живопись в средней части потёрта, особенно зелёные и голубые краски.

Клеймо иконы - «Спасение Елисаветы с младенцем Иоанном в горе»
Клеймо иконы - «Спасение Елисаветы с младенцем Иоанном в горе».

Утрачена часть крыла слева. Грунт и живопись на фоне, нижней части крыльев и ног Иоанна, житийных клеймах — поздние, XVIII — начала XIX вв.»1. В 1935 году была сделана пробная расчистка иконы И.И. Сусловым, а в 1951 году раскрытие окончено И.А. Барановым.

Исследователь В.И. Антонова (1952 год) отнесла икону к творчеству Дионисия, М.Е. Даен (1970 год) приписывает её мастеру конца XIV века, Г.И. Вздорнов (1976 год) — кругу Феофана Грека. До недавнего времени икона хранилась в запасниках ГТГ под инвентарным № 19749, а в настоящее время выставлена в основную экспозицию зала древнерусского искусства.

Далее: Вопросы датировки памятника.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос