Вера помогает справляться

с трудностями

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Газета «Преображение Гуслицы»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Предлагаем вашему вниманию продолжение публикации беседы с доктором исторических наук Натальей Алексеевной Нарочницкой. С Натальей Алексеевной беседовала Анна Сергеевна Курабатова, директор Института комплексного развития территорий. Семья Курбатовых много потрудилась в восстановлении нашего монастыря, многие знают, сколько они вложили сюда и средств, и душевных сил.

    На встрече с Нарочницкой Н.А. Анну Сергеевну интересовал вопрос территорий и их планирования, т.к. именно этим занимается их компания. Наталья Алексеевна, будучи человеком необычайной образованности и глубокой веры, рассказала о российских проблемах с духовной точки зрения.

    Что в нас изменилось и что мы утратили

    Если более точно формулировать главные потери, то они касаются духовной и национальной сферы. Дело в том, что при таком сильном замещении населения (а точнее сказать, народа, имеющего территориальное самосознание, сплоченного не воинственным настроением, а национальным духом) мигранты, вместо того чтобы в него интегрироваться, уважая местные обычаи, национальные традиции, начинают воспроизводить «куски» своей культуры, которая a priori вступает в дисбаланс с культурой местного населения, поглощая ее, как субстрат. И дело не в том, что кто-то хуже, а кто-то лучше, - просто формируется дисбаланс интересов, который снижает энергетический потенциал русского народа, хотя я верю, что этот потенциал не пропал, а ушел вглубь и затаился.

    Его надо как-то поднять, поддержать в людях веру в лучшее, в будущее, в Бога. Вера помогает справляться с трудностями, которые постигают абсолютно всех, но люди, имеющие веру, намного более стойкие, они лучше понимают действительность и успешнее противостоят невзгодам. Именно поэтому мы и занялись проблемами русского народа. Мы не против кого-то, мы именно за него, за русский народ. Мы хотим сохранить его культурно-исторический генетический код как код самоценной этнической и национальной общности.

    В Центральной России есть все необходимое для развития экономики: дороги, население, телеграф, телефон, спутниковые антенны, близость к крупным центрам производства и потребления (не сравнить с Сибирью!), - тем не менее регион в упадке. Почему? Потому что у народа нет духовных сил. Идет люмпенизация, духовное умирание населения, разрыв социальных связей. А если у народа нет культурного, национально-этнического, религиозного, духовного потенциала, не будет и стойких успехов экономического развития.

    Давайте попробуем понять, как и в чем в прошлом реализовала себя основная масса образованного населения, имеющая отношение к костяку русского народа. Это были такие сферы человеческой деятельности, как медицина, педагогика, военная служба. Но как раз именно эти области деятельности сейчас финансируются по остаточному принципу, можно сказать, совсем не финансируются, зато процветают торговля и строительство. Но привлекаемые в них неквалифицированные таджикские и узбекские рабочие привносят в русский социум свои феодально-клановые отношения, которые потом переносятся в область закона.


    Я их не осуждаю, но пусть они выстраивают свои кланово-родовые отношения на своих территориях: на Кавказе, в Таджикистане или Узбекистане. Пускай они применяют клановые методы решения социальных проблем у себя на родине. Такая практика совершенно не свойственна русскому народу, поэтому костяк русского населения оказывается в проигрыше как экономически, так и морально. Получается, что нынешняя структура экономики, которую никак не могут скорректировать политики, просто убивает русский народ, лишает его социальной и исторической энергии, поэтому восстановление производительной экономики - это стимул к возрождению энергетической роли русского народа как стержневого народа русской истории и территории.

    Для этого людям, живущим в малых городах, надо прежде всего дать работу, а для этого, в свою очередь, нужно использовать современные средства связи - мобильные телефоны и Интернет, потому что во всем мире люди уже давно работают дистанционно, приезжая в офис всего пару раз в неделю, чтобы получить и сдать задания. Такой подход выгоден не только экономией времени, но и снижением экологической нагрузки на атмосферу за счет сокращения автомобильных выбросов... Значит, в любом небольшом старинном русском городе можно создать проект, который обеспечит его жителям возможность работать, не выходя из дома.

    Кстати, сегодняшнее состояние малых городов - это результат политики советской власти, которая проводилась с конца 30-х годов. Именно о ней писала Галина Литвинова, подтверждая экономическими выкладками несостоятельность остаточного финансирования городов Центральной России и вливания финансовых средств в окраины бывшей Российской империи. За это ее и травила пресса.

    Между тем финансовые вливания в южные республики превышали все мыслимые пределы. Например, есть данные о том, что в Таджикистане, имевшем собственную Академию наук, на 100 национальных ученых приходилось значительно больше аспирантов, чем на 100 русских ученых. И так во всем: если до Октябрьского переворота русский народ давал максимальный прирост населения, то после усилий советского государства, направленных на борьбу с младенческой смертностью на национальных окраинах, они стали нас обгонять, и так продолжается в течение десятилетий.

    80 % населения России люмпенизируется, нравственно распадается, утрачивает интерес к будущему, но, как только кто-то начинает «бить по этому поводу в колокола», его пытаются засунуть в клише национализма или национал-патриотизма, а после событий XX века люди боятся обвинений в нацизме. Надо признать, что такие уродливые явления есть и в русской среде. Их, правда, не очень много, но они, скорее, говорят о том, что люди, скандирующие «прорусские» лозунги, вряд ли знают, что такое настоящий русский патриотизм. Я считаю, что это социальное явление свидетельствует о деградации национального уровня понимания патриотизма, появившегося в результате провокационных внушений. Агрессивные социальные проявления - это реакция на унижение и оскорбление русского народа, порожденная очень низкой, практически животной культурой среды.

    Природа настоящего патриотизма - это чистая и искренняя любовь к Родине. Любовь к Родине похожа на любовь к матери. Она не мотивирована, ведь мы любим именно своих матерей, нам нет никакого дела до того, насколько молодо они выглядят, насколько они образованны или богаты. Это естественное чувство. В способности любить и заключается успешность человека. Истинный русский патриотизм имеет высокие, светлые идеалы и цели, он неагрессивен, он побуждает к созиданию, к историческому деланию, а задавленный, униженный, извращенный патриотизм возбуждает в людях гнев, угрюмую злобу и пестует деструктивные начала.

    Что делать

    Надо ставить правильный диагноз. Нельзя говорить о народе как о какой-то цементирующей смазке, он ценен сам по себе, он и есть величайшая историческая ценность. Именно поэтому большевики старались уничтожить национальные особенности и даже поставили цель сгладить национальные различия и создать новую историческую общность - советский народ, а сами пересчитали все нации и распределили блага согласно своим планам. Какие блага получил русский народ в XX веке? Никаких. В Советском Союзе не было ни одного ведомства, которое бы занималось социокультурными аспектами жизни русской нации.

    В государственном плане мы, конечно, россияне. Россияне - хорошее слово, но оно определяет гражданство и связанные с ним экономические аспекты. Но как носители культурно-исторического кода, который создает исторические нации, мы, конечно, русские. Об этом никогда нельзя забывать, иначе нашей стране грозит деградация.

    Национальные моменты важны, но их нужно вводить не насильственно, а добровольно. Мы всегда считали русскими тех, кто сохраняет в себе чувство сопричастности к культурно-философским и историческим аспектам русского гражданского бытия. Никакого насилия над личностью быть не может, но все-таки государство - это сиюминутный политический институт, а Отечество - более глобальная историческая сущность, некий территориальный аспект самосознания.

    В России без участия государства ничего сделать нельзя, но в этих вопросах инициатива должна идти и снизу! Наше население совершенно потеряло навыки самоорганизации, а ведь оно было присуще русской ментальности: вспомните хотя бы вечевые традиции, когда многие социальные и политические вопросы решались на народных собраниях. Но какие-то ощущения остались на уровне нашей генетической памяти, и они понемногу восстанавливаются через общие малые дела.

    Конечно, у нас в стране многое сложно... Можно годами биться как рыба об лед безо всякого результата, но не надо опускать руки, нужно продолжать бороться за конкретные добрые дела.

    Я считаю, что без развития российской глубинки невозможно реализовать никакие «новые» концепции развития. Приказ догнать какие-то развитые страны или подражательная модернизация, которую проповедуют последние десять лет, - все это неэффективные устаревшие теории.

    Догоняющая модернизация создает только анклавы - Москву, Петербург, теперь еще и Сочи, которые вызывают общую нелюбовь, потому что, как гигантские пылесосы, высасывают талантливую молодежь со всех территорий нашей страны и превращают ее в примитивных старателей, живущих по принципу: полюбить - так королеву, а украсть - так миллион. Со временем эти анклавы превращаются в уродливые агломерации типа Сан-Пауло, в которых и неба-то не видно, одни небоскребы. Они, конечно, громко и уверенно заявляют о себе как о центрах модернизации, но дело в том, что они, как вампиры, отбирают энергию у окружающего пространства, концентрируя ее только в себе и только для себя. Они парализуют все вокруг, сеют неравенство, социальную напряженность. Они существуют сами по себе, отдельно от всей страны. О какой модернизации можно говорить в таком случае? Это тупиковый путь развития. Модернизация начнется тогда, когда в провинции раздастся шум строек, когда в каждый ее дом войдут газ и водопровод, а в малых городах и селах появятся асфальтированные улицы.

    Модернизация - это обеспечение бытовыми удобствами всей русской глубинки, потому что не важно, золотой у тебя унитаз или фаянсовый, со следами ржавчины, так как наличие канализации подтверждает, что страна находится на одном цивилизационном уровне. А если часть народа бегает по нужде на двор, то это потеря исторической идентичности на 50-100 лет. Если вы ездите на «жигулях», а кто-то - на Porsche, то при всем различии автомобилей между вами нет большой разницы: вы находитесь в одном цивилизационном поле, потому что используете энергию, вырабатываемую двигателем внутреннего сгорания. А вот если в это же время кто-то едет в телеге, запряженной лошадью, то он оказывается в другом цивилизационном поле - поле позапрошлого века.


    По материалам статьи из газеты «Преображение Гуслицы» № 4 (26), апрель 2012 г., издание Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос