Обустройство колокольни

Дата публикации или обновления 01.07.2015
  • К оглавлению: Журнал «Церковный строитель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Обустройство колокольни: необходим научный подход

    Что должен знать настоятель храма, приступая к оборудованию колокольни? Всем ли предприятиям, предлагающим услуги в данной сфере, можно доверять и как выбрать достойных? Каковы наиболее распространенные ошибки и как их избежать? На эти и другие вопросы ответил главный звонарь Храма Христа Спасителя и Московского Кремля, руководитель Московской школы звонарей Игорь Васильевич Коновалов.

    - Какую работу необходимо провести еще до того, как приступить к закупке или заказу колокольного набора?

    - Если речь идет о возрождаемом храме, мы должны исходить из исторических данных - из того, как колокольня была оборудована раньше, каков был вес колоколов, как они располагались. Это очень важно и для правильного звучания колоколов, и для элементарной безопасности. Советую заняться архивными изысканиями. Еще один источник информации - следы, оставшиеся от колокольных хомутов, если таковые имеются. Они помогут специалисту представить развеску колоколов. Такое исследование мы провели на колокольне Собора Василия Блаженного. Колокола этого храма в 1928 году были сняты на переплавку, но на балках остались хомуты. По ним удалось восстановить картину развески колоколов.

    Еще один пример: прежде чем развесить колокола, возвращенные из Гарвардского университета, на колокольне Данилова монастыря, были проведены серьезные работы по ее обследованию. Участвовали лучшие инженеры, которые исследовали фундамент, кладку. Затем колокольню укрепили - и только тогда подняли набор, который висел на ней несколько десятилетий назад. Вот правильный подход. Приведем и пример крупной ошибки, допущенной из-за полного невнимания к истории и техническим характеристикам колокольни. Это развеска колоколов Высокопетровского монастыря. До революции самый большой колокол там весил 80 пудов, т.е. 1300 кг. Соответственно, общий вес набора не превышал трех тонн. Сейчас туда поместили набор, самый тяжелый благовестник которого весит 8 тонн, общий вес колоколов - около 15 тонн. Можете представить себе, какая возникла нагрузка на слабые стены колокольни.

    - Почему же такие ошибки допускаются?

    - Это результат деятельности одного из колокольных дельцов, посредника. Его целью было совершить продажу, получить прибыль. Этим и опасны деятели от колокольной коммерции: им важно продать как можно больше бронзы, не думая ни о качестве и благозвучии колоколов, ни даже о безопасности, вводя в заблуждение настоятелей и наместников.

    - Что же делать, если у прихода есть желание и возможность украсить свой храм колоколами более тяжелыми, чем были на его звоннице до революции?

    - Если колокольня достаточно крепкая и вес набора колоколов можно увеличить - надо знать, насколько. Например, если вес тяжелого колокола был равен ста пудам - вполне вероятно, что можно будет безболезненно увеличить его до ста двадцати. В нескольких храмах мне приходилось рекомендовать настоятелю оставить старую колокольню такой, какая она есть, а рядом возвести новую - для вновь приобретаемых тяжелых колоколов. Это вполне соответствует традиции, подобные случаи в истории бывали. Все знают колокольню Иван Великий. Она не может вынести веса Большого Успенского колокола, поэтому для него была устроена отдельная пристройка.

    - Да, исторически встречались различные варианты форм колоколонесущих сооружений...

    - Совершенно верно. Вообще недостатком церковного строительства нашего времени можно назвать то, что у нас постоянно строят храмовые ансамбли по одному и тому же принципу - храм-корабль: расположенные с востока на запад алтарь, храм, трапезная и колокольня. Колокольня могла стоять и с востока от алтаря, и на северо-западном углу храма - как, например, в Казанском соборе на Красной площади. Все-таки желательно создавать какие-то новые композиции. Сейчас осуществляется программа «Двести храмов», и там, где нас привлекают, мы стараемся донести до архитекторов, что следует искать интересные решения. Храм - это не раз навсегда утвержденная догма. Здесь возможен творческий поиск - конечно, в рамках традиции. Например, храм Преподобного Сергия Радонежского на Рязанском шоссе: первоначально там планировалось возвести привычную высокую колокольню, а в результате нашего сотрудничества появилась очень красивая звонница.

    - Как правильно оценить квалификацию и добросовестность тех, кто предлагает услуги по оборудованию колокольни?

    - Прежде всего надо обратить внимание на подход, на то, о чем этот специалист говорит. Если приходит «юноша пылкий», который заявляет: «У вас тут сто тонн поместится! Чем больше повесите - тем лучше!» - очевидно, что вы имеете дело с менеджером, которому надо выполнить план по валу. Лучше узнать, в каком храме вашей епархии появился хороший звон, пойти туда, выяснить, кто лил колокола, кто их развешивал, как все сделано.

    Пометить два, три, четыре места, сравнить. Желательно, чтобы сам настоятель ознакомился с тем, что есть, и выбрал колокола, на которые отзовется его сердце. Ведь ему под этот звон и молиться.

    - Но у священника не всегда достаточно времени, да и, не будучи специалистом в колоколах, он может все же нуждаться в рекомендации специалиста?

    - Есть Пасхальный фестиваль, ежегодно проводимый в Москве. Фестиваль этот проводится не для того, чтобы оформить пасхальный стол - на него съезжаются звонари из разных епархий, посещают колокольни, где висят различные колокола, и старинные, и современные, причем современные - практически всех производителей. Это помогает людям делать осознанный выбор.

    - А к кому конкретно вы посоветовали бы обращаться за рекомендациями по оборудованию звонов храма?

    - Практически в каждой епархии есть свои специалисты. Назову отца Романа из московского Свято-Данилова монастыря; отца Антония из Троице-Сергиевой Лавры, он ученик отца Михея - носителя глубочайшей традиции. Конечно, авторитетом являются звонари Псково-Печерского монастыря. Сейчас работает много замечательных коллег, всех не перечислить. Если хотите - обращайтесь к нам, мы всегда готовы посоветовать того, кто в данный момент может оказать услуги на научной основе.

    - Представители различных школ литья колоколов нередко жестко критикуют друг друга. А как вы полагаете, должно ли тут быть разнообразие?

    - Представим себе на секунду, что во всех храмах будет висеть одна и та же «Троица» Андрея Рублева. Одно и то же везде - пусть и самое хорошее. Это монополизм. Должны существовать разные колокольные заводы, которые применяют различные технологии.

    - Какие недостатки вы видите в деятельности современных организаций, занимающихся колоколами?

    - Я не одобряю, когда, пренебрегая церковной культурой и историей вопроса, не пытаясь вникнуть в церковный колокольный звон, музейные звонари придумывают собственные композиции: например, «Перистые облака», «Наваждение», «Рассказ монаха», «Русь деревянная», «Русь колокольная». Когда люди, которые, по сути, не знают, что такое церковный колокольный звон, что такое научный подход к восстановлению и оборудованию колокольни, которые даже не интересуются этим, развивают бурную деятельность, предлагая храмам свои услуги по оборудованию звона... Некоторые такие «мастера» пренебрегают правилами и основами развески колоколов.

    Например, в музее «Малые Карелы», что под Архангельском, музейные звонари, для своего удобства, расположили дополнительную балку для зазвонных колоколов у себя над головой. Тогда как при правильной церковной развеске зазвонная трель должна быть расположена в западной арке колокольни - перед лицом звонящего. Понятно, что при любой развеске колоколов какой-то звон все-таки будет. Но очевидно, что надо опираться на науку и традицию. Мы же не ставим иконостас посреди храма - у него есть свое место. Случается, что, при громких названиях, сами эти организации оказываются какими-то эфемерными: непонятно, где у них офис, производственная база, каковы гарантии на выполненную работу.

    - Ваше отношение к распространяемому в последнее время электронному устройству, заменяющему на колокольне звонаря?

    - К сожалению, эта машинка имеет некоторую популярность, потому что не всякий настоятель хочет уделять внимание колокольным звонам. В храмах содержатся правый и левый хор, чтецы - а вот звонарь почему-то не всегда воспринимается как необходимая штатная единица. Вероятно, одна из причин в том, что с 1928 по 1942 год Церковь в СССР была лишена звонов. Традиция прервалась. Да и после отмены запрета на звон не у всех храмов были колокола. Но исторически звон всегда производили живые люди. Если не было возможности сразу обеспечить большой колокольный звон, то кто-то учиненный, хотя бы и сам священник, поднимался на колокольню и совершал благовест. Русский звон - это, конечно же, живое дыхание колокола и молитва звонаря при звоне. Во время благовеста звонарь читает 50-й псалом - какой механизм будет это делать?


    По материалам статьи из журнала «Церковный строитель» № 37 (зима-весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», интервью Игоря Васильевича Коновалова, беседовала Элла Алексеева

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100