Монастырь наречется

Владычен

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Газета «Православная Москва»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Новоначальному - и простому христианину, и монаху - все дается легко, Божия благодать помогает ему во всех делах, водит его за руку, как мать, обучающая свое дитя ходить. Но обязательно наступает момент, когда понадобится сделать самостоятельный шаг, и тут без шишек и синяков не обойтись. Человеку начинает казаться, что благодать отступила от него, вылезают все внутренние проблемы, все дается с великим трудом. На самом деле Господь просто обучает нас и проверяет наше произволение к добру, как мать, которая отпускает руку ребенка и зовет его к себе, чтобы он сделал свои первые самостоятельные шаги.

    Игумения Алексия (Петрова), настоятельница Серпуховского Владычнего женского монастыря


    Обитель эта небольшая, а слава ее - велика. Сюда приезжают со всей Руси. Одни - чтобы, отрекшись от мира, полностью посвятить себя служению Господу. Для других же монастырь и есть тот самый остров, где они надеются обрести спасение от своих пагубных страстей: пьянства, наркомании, табакокурения.

    Помогает благодать Божия

    Монастыри на Руси издревле называют островами спасения. Один из таких островов расположен неподалеку от Москвы, в старинном Серпухове, - Владычний женский монастырь.

    Сюда приезжают не ради праздного любопытства - едут за помощью: кто-то ради себя самого, кто-то ради мужа или сына, кто-то ради матери или дочери... Во Владычнем женском монастыре перед чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» уже многие годы возносится молитва к Царице Небесной о даровании исцеления.

    - К нам в основном обращаются девушки и женщины, - начала свой рассказ об обители настоятельница монастыря игумения Алексия (Петрова). - Они имеют возможность проживать на территории обители. Реабилитация таких людей происходит не по какой-то специальной программе, а благодаря тому, что человек меняет место своего привычного проживания. А главное - это благодать Божия и участие в церковных Таинствах.

    Первая страница в летописи возрожденного Серпуховского Введенского Владычнего женского монастыря была написана 5 мая 1995 года. В этот день Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление монашеской жизни в обители. Ее настоятельницей была назначена инокиня Алексия (Петрова). Имя матушки - по святцам мужское. Но, как известно, монашество - это ангельский образ, здесь нет разделения на мужской и женский пол. Поэтому и имена монахиням иногда даются в честь святых мужей. А имя Алексия переносит нас к самым первым дням обители, напоминает о святом, который и стал основателем Владычнего монастыря.

    Вот что повествует церковная история.

    Во время, когда святитель Алексий исполнял обычное правило, неземной свет озарил его келью, и от иконы Пресвятой Богородицы прозвучал голос: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему; купно же и себе в память». Святитель, размышляя об этом событии, не знал, что делать. По окончании же молитвы он преклонил колена пред иконой Пресвятой Богородицы, прося изъяснить ему чудесное явление. И вот опять прозвучал голос: «Алексие, Алексие, построй монастырь во имя Мое». Святитель спросил: «Владычице! Где же будет монастырь во имя Твое? Я не знаю, где его построить». И опять слышан был голос: «В пределах града Серпухова; там бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим».

    После этого святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, послал своего келейника - преподобного Варлаама осмотреть место для будущей обители. Варлаам, найдя такое место, остался переночевать там. В ночи услышал он необыкновенный звон. Это заставило его подумать, что именно здесь угодно Богу иметь монастырь. Преподобный с радостью возвратился рассказать об этом святителю Алексию. Рад был этому и сам святитель. Происходили эти чудесные события в 1360 году.

    Летопись обители настолько интересна, что мы рекомендовали бы прочитать ее всем, кому дорого наше прошлое. Ее страницы - это не только живая история, но и назидательное душеполезное чтение.

    Оставит ли вас равнодушными, к примеру, такое сказание? «Чрез несколько дней святитель Алексий снова послал Варлаама приготовить все нужное для постройки. Пред уходом Варлаама святитель творил напутственный молебен. Едва он кончил отпуст, как Варлаам упал и испустил дух.

    При виде этого святитель Алексий обратился к образу, от которого был слышан голос, и воскликнул: "О Владычице! Зачем угодно Тебе взять от меня строителя дома Твоего?" И был ему ответ: "Алексие, возьми Варлаама за руку и возстави, он послушает тебя". Тот взял его за руку, и Варлаам встал весь в слезах. Святитель стал допытываться о причине его плача. Варлаам отвечал ему: "Не принуждай меня говорить об этом сейчас. При смерти тебе все расскажу". Варлаам был строителем в монастыре 13 лет и потом ослеп. Когда приблизилось время кончины, святитель Алексий пришел в Серпухов. Найдя Варлаама слепым и болезненным, он вспомнил слово о его кончине и стал допытываться от него, говоря: "Брат Варлаам! Господа ради, поведай, что обещал рассказать о случившемся с тобой до закладки этого монастыря". "Не могу словом выразить, - отвечал Варлаам, - потому что страшно это, а написать не могу - не вижу". Святитель Алексий сотворил молитву; и Варлаам прозрел, взял перо и начал писать: "Почто монастырь наречется Вла-дычен, а не Алексеевский, занеже Владычицу видех и то бысть Ея Промыслом".

    И затем продолжал: "Егда падох - видех: ангелы держат монастырь, и Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посадив на третией степени"».

    В 1378 году по распоряжению святителя Алексия для Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама. Эта икона, помещенная в построенном Варлаамом соборном храме, на протяжении 540 лет была главной святыней монастыря и почиталась как чудотворная.

    Пять веков спустя

    Всероссийскую известность Серпуховский Владычний монастырь получил в XIX веке, а точнее в 1878 году. И тоже, как ровно пять столетий назад, все началось с чуда.

    Жил в Ефремовском уезде Тульской губернии крестьянин, отставной николаевский солдат. Был он пьяницей, из тех, кого на Руси называют горькими. Дошел служивый до нищенского состояния. На беду и ноги у него отнялись.

    Во сне он увидел благообразного старца, который сказал: «Иди в город Серпухов, во Владычний монастырь; там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою, и телом».

    И отправился служивый в путь. Не шел, а полз - вот какова была сила его веры! В обители он поведал о своем сне и попросил отслужить молебен Матери Божией перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но страннику ответили, что такого образа в монастыре нет. И вдруг кто-то случайно вспомнил, что в проходе на колокольню висит икона Царицы Небесной и есть на этом потемневшем от времени образе изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша»!

    Когда бывшего солдата подвели к раке преподобного Варлаама, строителя обители, он узнал в нем того самого старца, который явился ему во сне.

    На острове спасения

    - Изначально икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», как известно из истории этого образа, пребывала в нашем монастыре, - продолжила свой рассказ об обители игумения Алексия. - Здесь же она и явила себя. Имеется также список с иконы «Неупиваемая Чаша» в Серпуховском Высоцком мужском монастыре. Наша икона написана в 1995 году, а образ, который находится в Высоцкой обители, создан чуть раньше - в 1993 году. Все случаи исцеления, которые свершаются по молитвам у святынь обители, записываются в специальный журнал. И таких необычайных историй насчитывается уже сотни.

    - А Вас какой пример чуда, связанный с иконой, впечатлил особенно? - спрашиваем игумению Алексию. Матушка задумывается: их было так много... А потом, нельзя, наверное, милость Царицы Небесной раскладывать по каким-то определенным полочкам: те, что повыше, - важнее, те, что чуть ниже, - второстепенные. Каждый такой случай - это благословенное изменение в чьей-то судьбе, что уже само по себе чудо.

    - У нас на реабилитации была женщина-наркоманка, - рассказала игумения Алексия. - На ней женился монастырский рабочий. Врачи поставили женщине страшный диагноз: бесплодие. Но по молитвам к Царице Небесной она не только забеременела и родила. Во время беременности женщина избавилась еще от одного страшного недуга - гепатита С. Разве это не чудо?

    Особенно запомнились слова матушки, когда она рассказывала о своем приходе в монашество. Не могу не привести их сегодня в этой статье - эти слова применимы не только к ее собственной судьбе, но если внимательно вслушаться в них, то и к жизни каждого из нас:

    - Новоначальному - и простому христианину, и монаху - все дается легко, Божия благодать помогает ему во всех делах, водит его за руку, как мать, обучающая свое дитя ходить, - сказала игумения Алексия. - Но обязательно наступает момент, когда понадобится сделать самостоятельный шаг, и тут без шишек и синяков не обойтись.

    Человеку начинает казаться, что благодать отступила от него, вылезают все внутренние проблемы, все дается с великим трудом. На самом деле Господь просто обучает нас и проверяет наше произволение к добру, как мать, которая отпускает руку ребенка и зовет его к себе, чтобы он сделал свои первые самостоятельные шаги.

    К этому разговору с матушкой мы обязательно вернемся в последующих статьях, а сегодняшний материал мы посвятили монастырю, который игумения Алексия возглавляет вот уже 18 лет, его истории и происходящим здесь чудесам; обители, которая для многих и многих наших соотечественников стала островом спасения.

    А. Хлуденцов

    Источник материала: газета «Москва Православная», № 3 ноябрь 2013 г.

    В начало

     
    Rambler's Top100