Решетников Фёдор Михайлович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Решетников Фёдор Михайлович родился 5(17).IX.1841 г. в Екатеринбурге — писатель.

    Отец — мелкий почтовый служащий, «из детей канцелярских служителей», мать — «дьяконовская сирота».

    Федор Михайлович рано осиротел: мать скончалась, когда ему не было и года; воспитывался в доме дяди, старшего сортировщика пермской почтовой конторы.

    С 1847-51 учился в начальной школе, затем в Пермском уездном училище.

    В 1855 «за вынос из почтовой конторы пост-пакетов с бумагами» отдан под суд и после длительного судебного разбирательства (дело тянулось около двух лет) сослан на три месяца в Соликамский монастырь на покаяние.

    В 1859 по окончании уездного училища, переехал в Екатеринбург и работал в Екатеринбургском уездном суде. Служба в уездном суде (в июне 1860 исполнял обязанности начальника горнозаводского стола) дала богатый фактический материал будущему автору «Горнорабочих» и «Глумовых»

    В 1860 написана первая поэма - «Приговор».

    В 1861 стихотворная драма «Панич» и другие. Эти произведения до нас не дошли.

    О впечатлениях детства и пребывание в монастыре описаны в повестях:

    «Между людьми» 1864,

    «Ставленник» 1864

    в очерках из жизни духовенства и низших почтовых служащих:

    «Мой отец»,

    «Никола Знаменский»,

    «Макся».

    Обстановка провинциального города тяготила Федора Михайловича «В этой низшей инстанции,— жалуется он в письме к дяде,— не научишься доброму, кроме взяток, которые марают нашу честь и совесть».

    В мае 1861 писатель приезжает в Пермь и начинает служить регистратором в пермской казенной палате. Сближается с либерально настроенной интеллигенцией; работая помощником библиотекаря, имеет возможность читать петербургские газеты и журналы. Белинский и Добролюбов становятся его «нравственными учителями».

    В газете «Пермские губернские ведомости» опубликованы его первые статьи —

    «Библиотека чиновников пермской казенной палаты» (1861, № 52),

    «Святки в Перми» (1862, № 34).

    В 1862 начата работа над «этнографическим очерком» — «Подлиповцы», посвященном жизни бурлаков. Закончена драму в стихах «Раскольник», первая прозаическую повесть «Скрипач», записаны песни горняков. Эти произведения были посланы в журнал братьев Достоевских «Время», но напечатаны не были.

    В августе 1863 поступает на службу в департамент министерства финансов Петербурга. Снимает квартиру в рабочем квартале, рядом с кабаком; чтобы сводить концы с концами, печатает путевые очерки в «Северной пчеле» —

    «На палубе»,

    «Складчина»,

    «Лотерея».

    Очерки писателя проникнуты демократическим настроением, сочувствием к тяжелой доле бедняка. Показательны в этом отношении его «Горнозаводские люди» с подзаголовком «Рассказ полесовщика». Здесь в образах братьев Облупаловых — Елисея и Максима — впервые выведен характерный для Решетникова тип протестующего горнорабочего, отстаивающего свое человеческое достоинство. В очерке правдиво воссоздана обстановка проведения реформы на Урале, которая сопровождалась волнениями и бунтами рабочих частных заводов.

    В 1864 с помощью брата Н. Г. Помяловского, В. Г. Комарова, в редакции «Современника», печатается его повесть «Подлиповцы». Он становится постоянным сотрудников этого журнала, друг Некрасова. Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило его в ряды лучших писателей того времени.

    По словам Салтыкова-Щедрина, повесть привлекла к себе внимание «новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» давали читателям широкое представление о жизни отдаленного края— Пермской губернии, так же писатель показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народной жизни русская литература еще не знала: в ней преобладало очерковое раскрытие отдельных сторон народного быта. В образах Пилы и Сысойки показаны противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни — постоянный голод и нужда— губят этого незаурядного человека. «Подлиповцы» явились новой формой повести из народной жизни: в их основе лежит не романическая интрига, а глубоко социальная коллизия. Непреодолимая сила обстоятельств — бедственное положение пореформенной деревни — приводит в движение широкие крестьянские массы, пробуждает в них общественное сознание, заставляет искать места, где лучше.

    В последующих его романах, найдут еще более полное выражение эти принципы изображения народной жизни.

    Второе произведение, напечатанное в «Современнике»,— повесть «Ставленник» этой повестью Федор Михайлович частично осуществил намерение написать «роман из духовного быта».

    Летом 1864 Решетников знакомится со своей землячкой, выпускницей Петербургского повивального института С. С. Каргополовой, которая в скором времени становится его женой.

    В 1865 писатель совершает длительную поездку на Урал, чтобы собрать материал для задуманной им серии этнографических очерков о горнорабочих. Посещает Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил, в Мотовилихе работает на Демидовском заводе. Собранный огромный материал о дореформенной жизни рабочих, о событиях, связанных с ликвидацией крепостного права на Урале, лег в основу его романов из жизни горнозаводских рабочих.

    В 1866 - 68 — в журналах («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки») печатаются романы:

    «Горнорабочие»,

    «Глумовы»,

    «Где лучше?».

    Ни один из романов из-за цензурных и иных, не зависящих от писателя обстоятельств не завершен, но все вместе они дают цельную картину жизни уральских рабочих в дореформенное («Горнорабочие» и «Глумовы») и пореформенное время («Где лучше?»).

    На материале поездки на Урал так же написаны ряд очерков:

    «Очерки обозной жизни» (1867),

    «Рабочие лошади»,

    «На большой дороге» (1866).

    рассказ

    «Тетушка Опарина» (1868).

    С 1870 пишет романы «Свой хлеб» и «Чужой хлеб» — о судьбе русской женщины, решившейся порвать со своей средой.

    Романы писателя привлекли широкое внимание критики. О них пишут Салтыков - Щедрин, Н. Шелгунов, П. Ткачев, Е. Утин, А. Скабичевский, единодушно отмечая, что в произведениях Решетникова «сказался... плодотворный поворот нашей беллетристики» (Н. Щедрин) в изображении народной жизни. Этот поворот был охарактеризован Шелгуновым как «народное направление», «народный реализм в литературе». Романы Федора Михайловича характерны обилием персонажей и самостоятельных эпизодов, с помощью которых писатель стремится полнее показать быт и настроения рабочих: зависимость от заводского начальства, разочарование «волей», волнения на заводах, поиски лучшей жизни — уход на прииски, на строительство железных дорог и так далее. Основой сюжета писатель делает изображение жизни одной рабочей семьи — Глумовых («Глумовы»), Горюновых («Где лучше?»).

    Большое внимание Федор Михайлович уделяет обрисовке дельных женских характеров (Прасковья Игнатьевна Курносова, Пелагея Прохоровна Мокроносова), которые в известной мере играют роль центральных героев. В своих героинях писатель подчеркивает нравственную чистоту, несгибаемость перед тяжелыми условиями жизни, растущее чувство самосознания и самоутверждения. «Тип прелестной русской женщины» — так отозвался Щедрин о Пелагее Прохоровне — героине «Где лучше?».

    Менее удались Фёдору Михайловичу образы сознательных, протестующих рабочих — Корчагина, Петрова, Короваева. Писатель не стремится к детальной, углубленно психологической характеристике отдельных персонажей, он изображает массу, слегка очерчивая ее отдельных представителей, поэтому само повествование в романе тяготеет к этнографическому описанию — подробно обрисованы привычки, нравы изображаемой среды, приведены образцы народного творчества и так далее.

    «Предмет исследования» в романах Решетникова, отмечал Шелгунов, «составляет не отдельный человек, не процесс его психического развития, а отношение ищущего, где лучше, человека к внешнему миру». Но поиски приводят героев к характерному малоутешительному выводу: «богатому человеку везде хорошо, а бедному везде плохо. На том свете, должно быть, лучше».

    Горький называл Решетникова Ф.М. «мрачным» писателем.

    Н. Щедрин хорошо определил место писателя в русской литературе в рецензии на роман «Где лучше?»: Решетникову «бесспорно первому принадлежит честь открытия драмы в жизни русского мужика. Эта драма очень большая и называется борьбою за существование».

    Умер 9(21).III.1871 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100