Шелгунов Николай Васильевич

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Шелгунов Николай Васильевич родился 22.XI(5.XII).1824 г. в Петербурге в небогатой дворянской семье — публицист, литературный критик, очеркист и мемуарист.

    Рано оставшись без отца, воспитывался в Александровском военно-кадетском корпусе для малолетних.

    В 1833 Николай Васильевич определили в Лесной институт, который он окончил в 1841. Еще в институте у него развилась любовь к литературе, чему способствовали ' преподаватели Комаров и Сорокин. По окончании Лесного института Николай Васильевич занимается практической и научно-теоретической деятельностью в области лесоводства.

    С 1841 по 1849 служит в Лесном департаменте.

    С 1849 — в Управлении казенными землями в Самаре. Из Самары переводится в Петербург в Департамент лесных дел и начинает быстро продвигаться по чиновно-иерархической лестнице. Публикует ряд трудов, составивших ему имя в лесной науке:

    «История русского лесного законодательства» (1853),

    «Лесная технология» (1856),

    «Лесоводство. Руководство для лесовладельцев» (1856) и другие.

    С 1857 Шелгунов — начальник отделения Лесного департамента при министерстве государственных имуществ.

    В 50-е гг. он сближается с литературными кругами «Современника» и «Русского слова». Николай Васильевич присутствует на защите диссертации Н. Г. Чернышевского. Поражение царизма в Крымской войне, статьи Чернышевского и Добролюбова, поездка за границу (1856), где он знакомится с сочинениями Герцена, взглядами на положение женщин (Женни Д'Эрикур), с учением социалистов-утопистов, сыграли огромную роль в становлении мировоззрения Шелгунова Н.В.

    В мае 1858 состоялась его новая заграничная командировка. Он пробыл за границей около полутора лет. Вместе с М. Л. Михайловым посетил Лондон, где неоднократно встречался с Герценом и Н. П. Огаревым, в Париже участвовал в заседаниях кружка республиканцев. Пример Герцена, свободным словом подымавшего русский народ на борьбу с крепостным правом, заставил Шелгунова задуматься над тем, играет ли какую-нибудь роль его узкоспециальная научная деятельность в той великой борьбе, которую ведет русский народ за свое освобождение. «В голове нет ничего, кроме политики»,— пишет он.

    В 1859 Николай Васильевич сближается с Чернышевским, Добролюбовым, братьями Серно-Соловьевичами и другими. В его мировоззрении происходит резкий перелом в сторону революционного демократизма. Он становится соратником Чернышевского, революционером-демократом. Он начинает публицистическую и литературно-критическую деятельность, выступая в журналах под псевдоним (Н.Ш., Н.Языков и др.). Для официального круга он продолжает оставаться преуспевающим чиновником Департамента лесных дел, фактически же он пробует свои силы в области публицистики и литературной критики.

    В 1862 Шелгунов выходит в отставку, предпринимает поездку в Сибирь с целью облегчить участь М.Л. Михайлова, сосланного на каторгу, и при удачных обстоятельствах помочь ему бежать. Поездка Николая Васильевича в Сибирь была одобрена организацией «Земля и Воля» и Чернышевским: в случае выступления крестьян он должен был возглавить восстание в Сибири. Результатом поездки явились статьи-очерки «Сибирь по большой дороге» («Русское слово», 1863, № 1-3).

    В них Шелгунов изобразил ужас каторги и массовое стремление ссыльных и каторжных к свободе. По прибытии на Казаковский прииск, где содержался Михайлов, он вскоре был арестован и 15 апреля 1863 доставлен в Петропавловскую крепость. Во время допросов, следствия и суда Николай Васильевич проявил железную выдержку и стойкость. Чернышевский высоко отозвался о нем: «Честнейший и благороднейший человек Николай Васильевич,— сказал он,— такие люди редки. Прекрасно держал себя в моем деле». По приговору, утвержденному Александром II, Шелгунов был лишен права на пенсию, ношения в отставке мундира и сослан на жительство в отдаленные губернии, где он пробыл до конца 1870.

    По смерти Благосветлова Шелгунов становится редактором «Дела», пытается влить «новое вино в старые мехи», но в 1883 его вновь высылают в Выборг, и он прекращает сотрудничество в «Деле».

    Весной 1884 его арестовывают по подозрению в сношении с народовольцами и высылают под надзор полиции в село Воробьево Смоленской губернии.

    В литературной деятельности Шелгунова можно выделить четыре периода:

    приход в журналистику (1859—62);

    сотрудничество в «Русском слове» (1863—66);

    литературно-критическая деятельность в журнале «Дело» (1867—84)

    и литературная деятельность в «Русской мысли» (1885—91).

    Пронизанную публицистическим пафосом научно-популярную статью «Одна из административных каст», опубликованную под полным именем в «Русском слове» в 1859, принято считать началом литературной деятельности Шелгунова. Остальные статьи (1859—60) носят характер рецензий (напечатаны под псевдонимами). Литературно-публицистическая деятельность Шелгунова 1860—62, связанная с «Современником», наиболее революционна и по характеру выступлений публициста, и по влиянию, которое она оказала на русскую революционную публицистику. Яркими документами русской революционной мысли являются написанные в это время прокламации Николая Васильевича «Русским солдатам от их доброжелателей поклон», «К солдатам» и особенно «К молодому поколению», написанная при участии Михайлова. Последняя прокламация, напечатанная в Лондоне в 600 экземпляров, получила широкое распространение в России. В прокламациях он призывал к уничтожению самодержавного строя и установлению демократической республики с «выборным старостой» во главе. Шелгунов обосновывает необходимость революционного захвата власти, убеждает, что неизбежных жертв бояться не следует. «К молодому поколению» — своеобразная обобщенная декларация «партии» Чернышевского, обращенная ко всем слоям русского общества, произведение, в котором отражены основные вопросы, волнующие крестьян, солдат, интеллигенцию.

    Одной из проблем, прошедшей через все творчество Шелгунова и определившей своеобразие его публицистики, явилась постановка так называемого «рабочего вопроса», в первую очередь в статье «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции» (популярный перевод статьи Ф. Энгельса «Положение пролетариата в Англии», дополненный примерами из жизни французских рабочих), а также в статьях «Литературные рабочие», «Литературная собственность (фантазия)». Популярно написанные статьи Шелгунова, содержащие критику капиталистической эксплуатации рабочих за рубежом, сыграли видную роль в истории проникновения марксистских идей в Россию.

    В артельном журнале «Век» он поместил три статьи, в которых проводил мысль о некапиталистическом развитии России. Журнал «Век» Шелгунов. рассматривал как трибуну для обращения к крестьянам и интеллигенции с революционным словом, считая его органом, способным в случае революции возглавить народные массы. Однако большинство пайщиков видело в «Веке» лишь новую форму организации издательского дела (артель). Разногласия привели к расколу и выходу из «Века» Шелгунова, Серно-Соловьевичей и других.

    Творчество Шелгунова 1863—66 связано с журналом «Русское слово». Заключенный в Петропавловскую крепость (1863—64), Николай Васильевич пишет статьи-популяризации, в которых стремится дать как можно больше неизвестных читателю фактов, заинтересовать излагаемым вопросом, исподволь подвести к революционно-демократическому осмыслению действительности (наиболее значительные статьи:

    «Условия прогресса»,

    «Убыточность незнания»,

    «Россия до Петра I»,

    «Прошедшее и будущее европейской цивилизации» и другие.

    Статьям этого периода отчасти свойственна ориентация на писаревскую доктрину, проводившуюся в «Русском слове».

    Публицистическое творчество Шелгунова периода ссылки в Вологодскую губернию характеризуется расширением тематики и ростом мастерства. Особое место в нем (1865—66) занимает цикл статей-обозрений внутренней жизни России под названием «Домашняя летопись», публикуемый из месяца в месяц.

    С закрытием «Русского слова» завершается определенный этап в его творчестве. Следующий период связан с журналом «Дело», в котором Николай Васильевич после смерти Писарева возглавляет литературно-критический отдел. В своей критической деятельности Шелгунов Н.В. явился продолжателем и последователем эстетических и литературно-критических воззрений Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Его критическая деятельность, как и его публицистика, решала задачу непосредственного революционного просвещения и воспитания масс. Проблема положительного героя была центральной в литературно-критической концепции Шелгунова. В теоретическое осмысление этой проблемы он внес новое понимание. Положительный герой, по Шелгунову,— это «коллективный человек». Требования к положительному герою перерастают в общественно-политическую проблему превращения - освободительной борьбы одиночек в демократическое движение масс, народа. Поэтому прообразом положительного героя он считает не Базарова и даже не Рахметова, а народных вожаков — Разина и Пугачева («Русские идеалы, герои и типы», «Дело», 1868, № 6).

    Разина Шелгунов противопоставляет литературному типу «лишнего человека». Николай Васильевич широко оперировал в своей литературно-критической деятельности понятием «народный реализм», понимая под ним отражение писателем народной точки зрения. Он различал «народный реализм» как изображение народа согласно мыслям и представлениям самого народа (Н. Успенский, Помяловский, Решетников и др.) и «головной реализм» писателей-дворян, для которых жизнь народа и его психология были темой, предметом художественного произведения, не являясь фокусом художественного изображения. Концепция положительного героя — «нового», «коллективного человека», как и понятие «народный реализм», противостояли народнической теории «героя и толпы». Шелгунов ратовал за такие произведения, в которых «народный реализм» слился бы с «головным реализмом», нашел «точку примирения с идеальным головным реализмом, идущим от Рудина через Базарова» («Дело», 1870, № 5). Теоретические построения Шелгунова Н.В. недостаточно учитывали эстетическую сторону литературного произведения, что на практике привело к односторонним суждениям критика о творчестве писателей-реалистов дворянского происхождения. Он часто повторял, а иногда и усугублял в этом отношении ошибки Писарева. В последний период творчества («Русская мысль», 1885—91) Шелгунов выступает как борец за идеалы революционных демократов (воспоминания и статьи), как критик теории «малых дел» и толстовской проповеди нравственного самоусовершенствования («Очерки русской жизни»).

    Умер 12(25).IV.1891 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100