Достоевский Михаил Михайлович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Достоевский Михаил Михайлович, писатель, журналист, критик и переводчик, родился 13(25).X.1820 г. в Москве.
Брат Ф. М. Достоевского. Учился вместе с братом в частном пансионе. В юности увлекается романтической поэзией, Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками. Пробует писать стихи. Интерес к романтизму находит отражение в его дальнейшей деятельности переводчика и критика. Не принятый в Инженерное училище по состоянию здоровья, Михаил Михайлович определяется в кондукторскую роту в Ревель и служит полевым инженером. Выйдя в отставку в чине прапорщика, он с конца 1847 поселяется в Петербурге. Некоторое время вместе с братом интересуется учением французских социалистов-утопистов и сближается с кружком Петрашевского, хотя и не принимает в нем активного участия. Видимо, в связи с этим был освобожден вскоре после ареста.
В конце 1840-х — начале 1850-х гг. Михаил Михайлович пробует силы в литературном творчестве.
B «Отечественных записках» появляются его повести:
«Дочка» (1848),
«Господин Светелкин» (1848),
«Два старичка. Из воспоминаний праздного человека» (1849),
«Пятьдесят лет» (1850),
рассказ «Воробей» (1848),
комедия «Старшая и меньшая» (1851), шедшая некоторое время на сцене Александринского театра.
В 1852 журнале «Пантеон» печатается «эпизод из романа» «Брат и сестра». В своем творчестве Михаил Михайлович в определенной степени следует установкам господствующей в литературе этого времени «натуральной школы». Он изображает «маленького человека» с его маленькими, «воробьиными» радостями, горестями, страхами и заботами.
Герой рассказа «Воробей», одного из наиболее удачных произведений писателя, — чиновник 10-го класса Цыпкин. Подобно героям Гоголя и раннего Ф. М. Достоевского, это «человек маленький». В выборе основной сюжетной ситуации рассказа («дело в застреленном по неопытности воробье» и связанные с ним страхи Цыпкина за свою судьбу) сказывается явное влияние гоголевского юмора, сочетающегося с характерным для «натуральной школы» гуманистическим пафосом. Изображение неказистой и незаметной внешности героя, выбор деталей (например, имени героя), общий стиль повествования также во многом восходят к Гоголю.
Влияние «Петербургских повестей» Гоголя и «Бедных людей» Ф. М. Достоевского ощущается также в тематике и поэтике повести «Господин Светелкин», посвященной, как и другие произведения писателя («Дочка», «Два старичка»), изображению петербургского мещанства. В повести «Пятьдесят лет» Михаил Михайлович обращается к быту мелкопоместного дворянства. В отличие от Гоголя и писателей гоголевского направления Достоевскому почти чужда критика социальной действительности, он изображает в основном семейный быт и личные отношения своих «малых» героев. С этим, видимо, связаны и обычно сдержанные отзывы критики о его произведениях, появлявшиеся в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». По-видимому, автор и сам не считает своё художественное творчество особенно значительным и в дальнейшем отказывается от него.
Достоевскому М.М. принадлежат критические статьи
«О новейших русских писателях» («Пантеон», 1848),
«Жуковский и романтизм» («Пантеон», 1852),
а также переводы произведений
Гёте («Рейнеке Лис», 1848),
Шиллера («Дон Карлос», 1848),
Гюго («Собор Парижской богоматери», 1862).
В 60-е гг. Михаил Михайлович вместе с братом, с которым его связывает большая внутренняя близость и идейная общность, занимается изданием и редактированием журнала «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65). В них братья, выдвигая идеи «почвенничества», выступали за «слитие образованности и ее представителей с началом народным».
Умер 10(22).VII.1864 г. в Петербурге.