Преподобный Савва и святая пещера

Дата публикации или обновления 01.02.2017
  • Оглавление: Скит преподобного Саввы
  • Преподобный Савва и его святая пещера.

    Неподалеку от Саввина Сторожевского монастыря, в одном из самых живописных мест Звенигородской земли расположен скит преподобного Саввы. Саввинский скит можно назвать и старым, и молодым одновременно. Его архитектурный ансамбль окончательно сложился лишь к началу XX в., но сама история скита насчитывает уже более шестисот лет.

    Судьба его неразрывно связана с монастырем, расстояние до которого - около километра. Основание как монастырю, так и скиту положила слезная горячая молитва звенигородского чудотворца преподобного Саввы Сторожевского. Он был одним из первых учеников, пришедших в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому. Возможно, юный постриженник происходил из знатной семьи, так как, по преданию, оставил имущество и сменил мягкие одежды на грубые иноческие рубища. Еще при жизни преподобного Сергия он был духовником всей монастырской братии. Исполняя возложенное на него послушание, он постоянно пребывал в молитве и редко с кем беседовал, "паче уединяяся, в молчании пребываше", - сообщает его житие. После кончины своего учителя преподобный Савва шесть лет был игуменом Троицкого монастыря, так как преемник преподобного Сергия - преподобный Никон Радонежский, отказавшись от настоятельства, принял обет безмолвия и уединился в особой келье.

    Во времена игуменства преподобного Саввы в Сергиевом монастыре к нему приходили миряне, искавшие наставничества в духовной жизни и совета в земных делах. Часто приезжал в Троицкий монастырь звенигородский князь Юрий, сын Дмитрия Донского и крестник преподобного Сергия. Бывая в обители своего крестного отца, князь Юрий становится духовным сыном преподобного Саввы. Христианину очень тяжело жить вдалеке от своего духовника. Стремясь быть в постоянном духовном общении с преподобным Саввой, князь "наипаче молит преподобного старца, еже никогда же отлучену быти ему от него, но да пребудет у него и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звениграда, идеже есть место, зовомо Сторожи". Преподобного Савву, впервые покидающего свою духовную родину - обитель Св. Троицы, церковный писатель сравнивал с ветхозаветным пра-отцем Авраамом, оставившим родное отечество для земли другой, неизвестной, но "которая была ему в совете Божием обещанной землею". Вероятно, появление преподобного Саввы в Звенигороде произошло летом 1398 г.

    В "Службе Преподобному Савве" о его приходе в Звенигород поют: "Яко елень на источники водные, устремлялся в пустынное безмолвие, возлюбил еси гору Сторожевскую, горою наставляем горняя мудрствовати, а не земная... горы и холми Сторожевския радостью взыграша, освящаеми хождением твоим". По преданию, на холме, где впоследствии возник монастырь, издавна находилась одна из многочисленных пограничных Сторожевых башен, цепь которых охраняла русские земли от вторжений с запада. Название местности "Сторожи", соединившись с именем преподобного Саввы, перешло в наименование монастыря - Саввин Сторожевский. Но это произошло не сразу. Первоначально обитель именовалась "Домом Пречистой на Сторожах", Рождественским монастырем, так как ее первый храм был освящен во имя праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В первую деревянную церковь обители (а позже - в построенный на ее месте в 1405-1406 гг. белокаменный собор) была помещена икона Пресвятой Богородицы, взятая преподобным Саввой из монастыря преподобного Сергия. Принесены были в Звенигород и традиции этой обители. После умножения братии преподобный Савва ввел общежительный устав, сам трудился в основанной им обители, служа инокам образцом смирения и кротости.

    По преданию, настоятель часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую им неподалеку от монастыря. Автор жизнеописания преподобного Саввы, составленного уже в XIX в., так объясняет желание святого: "Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слезные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земле жизни обителей небесных". По преданию, последние годы жизни преподобный Савва почти постоянно проводил в пещере и даже скончался в ней.

    На многочисленных иконах XIX - начала XX вв. "Преподобный Савва в пещере" святой запечатлен под низким сводом темной пещеры, стоящим или коленопреклоненным перед образом Пресвятой Богородицы. В пещере горит лампадка, на небольшом столике лежит развернутая книга. Эти часы уединения помогали святому совмещать обязанности игумена с напряженной духовной жизнью.

    Как игумену ему было необходимо решать вопросы по управлению обители, обсуждать с князем хозяйственные дела, разбирать споры крестьян, живущих на монастырской земле. Но при всех этих заботах не прекращалась его внутренняя духовная жизнь, для которой необходимо было уединение, и это уединение святой находил в своей пещере.

    В житиях святых часто отмечается, что настоятели обителей порой совершенно или частично слагали с себя игуменские обязанности, предпочитая им полный или неполный затвор. Примерами подобной любви к отшельничеству являются преподобные Антоний Печерский, Никон Радонежский и многие другие. Первым из достоверно известных русских подвижников, уединявшимся в пещере, был священник села Берестово близ Киева (впоследствии Киевский митрополит XI века) Илларион. На высоком берегу Днепра он выкопал себе "печерку малу... молящеся ту Богу втайне". По избрании Иллариона в митрополиты в его пещерке поселился будущий родоначальник всего русского монашества преподобный Антоний Печерский. Именно так, от пещерок, впоследствии возникали пещерные монастыри Киева, Пскова, Нижнего Новгорода, получившие название Печерских. Спустя пять с половиной столетий пещере, вырытой преподобным Саввой, также суждено было стать началом новой обители.

    Наиболее раннее описание пещерки, ископанной преподобным Саввой, относится к началу XIX века. Епископ Енисейский и Красноярский Никодим (Казанцев), бывший ученик духовного училища при Саввине монастыре, так пишет в своих воспоминаниях о пещерке: "Угодник Божий жил больше в уединенной пещере - версты полторы от монастыря, в тесной ущелине, поросшей лесом, близ речки Развадни... Говорят, будто преп. Савва пещеру вырыл в земле; но после бока ее земляные скипелись так, что обратились в камень чудодействующею десницею Божией: я верю. Тоже в киевских пещерах: камень точно зернист, хотя очень крепок". Иеромонах Сторожевской обители о. Савватий в 1860-х гг. вспоминает, что пещерка "имела вид грота или русской большой печи, и при ней свободно можно было стоять и молиться. Устроена же она была из разных мелких камешков, которые так крепко между собой соединились, что когда пещера эта расселась, то разделилась на три больших отдельных камня; два из них можно видеть и сейчас по бокам пещеры, а третий углублен под стеною церкви".

    На протяжении столетий сохраняется память о столь любимом преподобным Саввой месте. По преданию, пересказанному иеромонахом Савватием уже в XIX в., некоторые иноки продолжали уединяться в пещерку преподобного. В XVI в. игумен обители Варсанофий, "оставя свое начальство родному брату Савве, сам удалялся для безмолвного пребывания в... пещеру. Здесь он пробыл около 40 лет, занимаясь молитвою, пением и чтением душеполезных книг... От современников сего преподобного дошло предание о следующем, бывшем во время пребывания его в пустыне, чуде. Однажды приходит к Варсанофию от игумена Саввы некий брат с просьбою посетить его. Так как старец Варсанофий, кроме книг, ничего в своей пещере не имел, то, отходя к Савве, воззрел на Пречистый образ Божий Матери и помолился Ей так: "Ты, Владычица, сохрани мои книги". Посланный от игумена инок соблазнился на книги Варсанофия, и когда тот ушел к Савве, похитил их. Положивши за пазуху, он собрался уйти с ними, но вдруг упал и сделался бездыханен.

    Блаженый Варсанофий, возвратившись от Саввы, весьма удивился, когда увидал своего брата мертвым и взятые им книги в пазухе. Он тотчас же подумал, что брат сей по прельщению дьявола похитил книги и за сие по воле Божией Матери, которой он, уходя, вручил на сохранение книги, наказан внезапно смертию. Признавая себя виновным в столь ужасной казни, Варсанофий сердечно сокрушался и плакал. Между тем тело внезапно умершего было унесено в монастырь, и когда над ним совершаемо было обычное отпевание, старец Варсанофий во все время стоял около гроба и обливался слезами. И, о чудо! Когда братия готовилась отдать умершему последнее целование, вдруг видят его движущимся во гробе, - и умерший по откровении головы и разрешении пелен встал и сел. После сего чуда он пробыл в монастыре до самой смерти в богоугодном житии".

    Игумен Варсанофий управлял монастырем в 1524 г., и, возможно, в начале 1525 г. Обители в это время покровительствовал звенигородский князь Юрий Иванович, сын государя Ивана III. Он жалует монастырю земли, дарует различные льготы, в документах называя о. Варсанофия не игуменом, а старцем. Тем не менее, как отметил историк Саввина монастыря С.К. Смирнов, под именем старца подразумевается именно игумен, так как после его имени упоминаются келарь и казначей. Вероятно, в глазах князя и братии о. Варсанофий считался старцем, а не игуменом, по причине своего предпочтения отшельничества управлению монастырем. Из "Жития пр. Иосифа Волоцкого" известно, что именно к саввинскому старцу Варсонофию отправился за духовным советом будущий игумен прославленного Волоколамского монастыря:

    - Научи, отче святый, как мне спастись; желаю я иноческого образа - дай мне полезный совет; ибо дал я обещание пред Богом, что все, что ты мне скажешь, будет мне заповедью от Господа.

    - Иди, Богом возлюбленное чадо, - сказал старец, - в Боровск, к преподобному игумену Пафнутию, который живет богоугодно, - там ты получишь желаемое.

    Возможно, эта беседа состоялась именно у пещерки преподобного Саввы Сторожевского. К сожалению, других упоминаний о пещерке или каких-либо событиях, с нею связанных, с середины XVI в. до начала XIX в., не имеется.

    До 1825 г. "под пещерою струился источник воды, а как скрылся, неизвестно".24 Об этом упоминал один из учеников духовного училища при монастыре. Он нередко ходил вместе со своими товарищами и наставником к пещере собирать лекарственные цветы, которые росли около источника. Были и другие свидетели, помнившие источник.

    По мнению некоторых лиц, посещавших Саввин монастырь во второй половине XIX в., к середине XIX в. пещерка была уже почти забыта. Однако в описании Звенигородского уезда 1853 г. есть следующие строки: "Недалеко от монастыря [Саввина] находится пещера преподобного Саввы, вырытая в крутых скатах р. Сторожки. К этой пещере, в день св. Саввы, стекается большое число богомольцев". Историк С. К. Смирнов отмечает: "Доныне [т. е. до середины XIX в.] показывают келию или пещерку преподобного Саввы в овраге, в версте от монастыря к северу". Очень интересно единственное среди всех описаний упоминание Смирновым о некоей каменной палатке над пещеркой, которая была "выстроена уже в позднее время". Скорее всего, это была небольшая постройка, защищавшая пещерку от дождя и снега. Совершенно ясно, что пещерка никогда не забывалась. К ней приходили паломники, в самой пещерке или близ нее могли служить молебны, может быть, совершались и крестные ходы. Именно с пещерки преподобного Саввы спустя пять с половиной столетий после земной кончины Звенигородского Чудотворца началась история скита.

    Далее: Возникновение скита и его история в воспоминаниях очевидцев и паломников
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос