Святая крещенская вода
Вода, освящённая 18 и 19 января, именуется крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней) и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане с древних времен имеют великое благоговение.
Не надо наивно и гордо думать, что, однажды приняв Святое Крещение, мы более не нуждаемся в освящении. Увы! Данную нам благодать мы ежедневно торопимся растратить, принимая в душу свою соблазны окружающего нас мира. Потому мы нуждаемся в укреплении, в очищении, в помощи утверждения на путях святого Православия. Святая вода является одним из благодатных средств, дарованных нам.
Во время великого водоосвящения молятся о том, чтобы вода сия освятилась силой, и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, исцеления души и тела, чтобы получила она благословение Иорданово, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы она приводила в жизнь вечную и мы, через вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения.
Каждый верующий имеет дома крещенскую святую воду. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Ещё в IV веке св. Иоанн Златоуст говорил: Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят её домой и хранят во весь год. И тате вода в существе своём не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остаётся свежей и неповреждённой, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Крещенская святая вода обладает большой целительной силой, но действие её зависит от веры человека. Святую воду употребляют в небольшом количестве утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду но мере необходимости (при сильном действии какой-либо страсти, а также в болезни и скорби). Если человеку предписан приём лекарств на голодный желудок, сначала принимают святую воду, а потом уже лекарственные препараты.
Хранят святую воду обычно в святом углу возле икон, в чистой, специально отведённой для этой цели закрытой посуде. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей.
У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Таким образом мы испрашиваем Божия благословения дому, помощи в благочестивой и богоугодной жизни и духовно очищаем жилище от воздействий бесовских сил — врагов нашего спасения.
Святой водой освящают храмы и все предметы, употребляемые при богослужении. Ею окропляют нас при крестных ходах и молебнах. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — поэтому, окропляя святой водой жилище и всякую вещь, мы освящаем их. Как говорится в молитве, на освящении всякой вещи, которую можем найти в молитвословах: «... яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем».
Вода богоявленская так валена и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь её в своих домах ... для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Далее были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например, шестинедельного) употребления этой богоявленской воды натощак, по силе веры в чудодейственную её силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.
Важна и свята богоявленская вода, но она никогда не может заменить святое приобщение великих, принебесных Святых Божественных Христовых Тайн. Она должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит «к исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную и к отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов», — как и говорит нам это Святая Церковь, освящающая эту воду благодатию Святаго Духа. <...>
...Хваля добрые обычаи христиан, сохранившиеся до сего времени от древних времен, мы, к прискорбию, должны заметить, что некоторые из христиан ...мало понимают святость и силу этой богоявленской воды и не умеют обходиться с ней, как с великой святыней. Так, иные в Навечерие Богоявления, не дожидаясь окончания богослужения, с шумом и криком бросаются черпать её без всякого благоговения и страха Божия. При этом многие друг друга толкают и проливают святую воду напрасно. И отсюда происходит между ними то страшная давка, то даже открытая брань.
Христиане православные! Устрашитесь Божия гнева за такое поругание святой бо-гоявленской воды и за такое страшное поругание святого храма, который обращается вами в это время, не в дом молитвы, а «в вертеп разбойников» (Мк. 14; 11,17). Именем Святой Церкви всех вас прошу: после окончания великого освящения воды, когда будете черпать освященную воду, помните, что это — святыня, которую нужно брать «с благоговением и страхом Божиим», не толкаясь в шумном беспорядке. Иначе благодать Божия, которую мы призовём на эту воду молитвами Святой Церкви, отступит от ваших сердец! И самая святая вода, добытая вами с насилием, шумом и обидой ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях обратится для вас, вместо здравия души и тела только в осуждение от Бога и добрых людей.
Не скверните того, что Сам Бог освятил, а «почерните воду с веселием» (Ис. 12; 3), в тишине души и тела, с полным благоговением! Нет особенной нужды набирать воды более надлежащего. В случае её умаления она может быть разбавлена и простой, чистой, или в другое время освящённой водою, не теряя чрез то своей благодатной силы даже и в малейших её каплях.
Братие и чада о Христе! Ещё раз, именем Церкви Святой, общей нашей Матери, и прошу, и молю вас о том, чтобы вы подходили к почерпыванию святой воды но окончании всего вечернего богослужения не иначе как с благоговением, в полной тишине и совершенном порядке, без шума, толкотни и давки.
И да не будет этот мой совет только гласом, понапрасну раздающимся в пустыне, для людей с окаменелым слухом и сердцем! Надеюсь, что люди умные и добрые этот благой совет исполнят, зная несомненно из уст Святой Церкви, что «благодать Святого Духа невидимо подавается от Христа Бога и Спаса душ наших» только верно и благоговейно «почерпающим святую богоявленскую воду». Аминь.
Протоиерей Иоанн Полисадов
Источник материала: журнал «Святой родник» №1 (24), январь 2013