Прощёное воскресенье

Дата публикации или обновления 10.02.2017
  • К оглавлению: журнал «Святой Родник»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания, Прощёное воскресенье — так именует Церковь последнее воскресенье перед началом Великого поста.

    На литургии в этот день читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.

    В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории, — изгнание его в лице общего нам всем праотца Адама от лица Божия, изгнание Адама из рая. Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу.

    После вечернего богослужения, по доброму обычаю, принятому в нашей Церкви, в храмах совершается чин прощения, когда все — архиерей, священники, диаконы, миряне — испрашивают друг у друга прощения, чтобы простить и получить прощение в грехах вольных и невольных, ведомых и неведомых. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Ведь отпущенная обида, вырванный корень недоброжелательства и вражды, преодоление геенны в сердце — деятельное устремление в Царство Отца. Важно в день Прощёного воскресенья не просто формально попросить прощения у тех, кто окажется рядом, но и в глубине сердечной помолиться обо всех тех, кто причинил нам душевную боль, и о тех, кого сами обидели, но кто в силу обстоятельств находится «вне зоны доступа».

    В первые столетия христианства в Египте монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

    В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости».

    Великий Пост есть время поста и молитвы, время, когда человек особенно заботится о том, чтобы от милости Божьей получить прощение своих грехов, — это время покаяния и очищения. «Без покаяния нет очищения, а без очищения нет спасения. Покаянием оправдался мытарь, прощена грешница, покаяние открыло рассудительному разбойнику райские врата, покаянием апостол Петр, который отрекся, был прощен и возобновлен в апостольском достоинстве. Истинному покаянию предшествует, по учению Церкви, единственное необходимое условие — прощение обид и примирение. Все мы живем в обществе, вместе трудимся и вместе совершаем наш жизненный путь. У каждого из нас по-своему строятся отношения с людьми. О ком-то из ближних мы думаем: какой же тяжелый характер у этого человека, случайно (а в действительности Промыслом Божиим) поставленного возле меня. И кто-то так же думает о нас. Но как бы то ни было, мы идем все вместе и мы обязаны идти вместе. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

    Вступая в период Великого поста, попробуем быть терпимыми друг к другу, а если хватит на то сил, то и добрыми спутниками друг другу.

    «Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.


    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин.

    Источник материала: журнал «Святой родник» № 3 (26), март 2013

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос