Как проводить

последние часы жизни

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Как должно проводить последние дни и часы жизни.

    Как нам жить на земле, этому нас учат гораздо чаще, чем тому, как умирать. А между тем последнее нам было бы полезно не менее первого. В жизни, если в чем и ошибаемся, дело большей частью так или иначе можно исправить; а ведь умирают только однажды. Всем нам, говорит Слово Божие, единою лежит умрети, потом же суд, потому-то многие из великих людей науку умирать и называют важнейшей из всех наук. Из нее, братия, мы ныне намерены дать вам два урока от преподобных отцов Афонских. Выслушайте их со вниманием.

    Преподобный Павел Ксиропотамский (память 28 июля) за два дня до кончины созвал братство Ксиропотамской и Новой обители, и когда братия окружила болезненный одр его, преподобный сказал: «Дети! Еще два дня, и меня не будет между вами. Вы знаете и видели, как я жил в этом святом месте; как от юности своей хранил заповеди отцов моих: умоляю и вас твердо хранить их, возлюбленные!»

    Горький плач и слезы братства заглушали предсмертные слова достоблаженного Павла. «Отче, — говорили ему братия, — не оставляй нас в сиротстве и не лишай духовных твоих наставлений: видя дивные твои подвиги, мы полагали, что ты никогда не должен умереть, а между тем ты отходишь от нас, — утешение наше, отец наш, наставник!» Тронутый слезами и плачем братии, заплакал и сам умирающий старец и сквозь слезы продолжал:

    «Перестаньте, братия, плакать! Не смущайте моего сердца своим плачем. Что делать! Настало время, которого постоянно желала душа моя и страшилась плоть моя». При этих словах он встал и надел на себя мантию и, помолившись, приобщился Пречистых Христовых Тайн. Вдруг на лице его засиял божественный свет так, что окружавшая его братия, пораженная такой славой лица его, преклонилась ниц. Вслед за тем он сел и, проговорив всегдашнюю свою молитву: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой — Троица Святая, слава Тебе!» — сказал еще несколько слов братии в назидание и, наконец склонившись на смертный одр и скрестив руки на груди, возвел молитвенные очи на небо, вздохнул, и душа его тихо и мирно отошла к Богу. Это было июля 28-го дня (Пат., ч. 1, стр. 71-72).

    Не менее была замечательна и кончина преподобного Симеона, отца преподобного Саввы, архиепископа Сербского. Перед смертью Симеон призвал своего возлюбленного сына, просил его молитв, благословил его, завещал перенести кости свои в родную землю. Потом призвал к себе всю иночествующую братию и, называя каждого по имени, благословлял, просил себе его молитв и, предавая всех их Господу и Пречистой Его Матери, распустил братию по кельям.

    Была уже ночь, и вот, крайне дряхлый, внезапно встает он с одра своего как юноша и как бы ожидает светлых гостей небесного Царя: украсившись одеждой святого ангельского образа, Симеон причастился принесенных ему в келию страшных и животворящих Тайн, и за все благодарил Бога. После того объяли его, как человека, предсмертные страдания...

    Сын его Савва прочитал у его одра всю Псалтирь. Они взаимно увещевали друг друга не скорбеть и вместе воссылали к Богу благодарственные молитвы. Когда рассвело, Савва внес родителя своего в церковный притвор.

    Вокруг Симеона стояла братия и плакала, расставаясь с отцом; преподобный едва мог подать знак рукой, чтобы удержались от плача. Светло было лицо его, казалось, будто вместе с таинственными посетителями поет он псалом, но никто не видел этих посетителей и не мог расслышать псалма, кроме последних слов: всякое дыхание да хвалит Господа.

    Тогда только уразумели, что отходивший воспевал песнь ангельскую вместе с ангелами, и до конца жизни прославлял Бога. После сей песни Симеон уже ничего более не говорил, а только светло взирал на образ Христов, как бы вручая Ему свою душу; благовонием Фимиама исполнилась вся храмина: так сладостно уснул святой старец! (Пат., ч. 1, стр. 226-227.)

    Вот, братия, вам уроки из науки, как должно умирать! Примите их к сведению и чаще вспоминайте о них.

    Вспоминая о них, вы вместе будете вспоминать и о собственной смерти и постепенно приготовляться к ней, удерживаясь от грехов и ревнуя о добродетели смерти. После такого приготовления смерть для вас будет не страшна, а радостна («Душепол. собесед.», 1888 г., ст. 142, 144).

    Далее: Необходимость и польза поминовения усопших
    В начало

     
    Rambler's Top100