Храмы Ярославской области

Угличский район

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Храмы Ярославской области
  • Город Углич
    Храм Царевича Димитрия «на крови»

    Основан в 1692 г.
    Адрес: Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3.

    Углич, Угличский Кремль.

    Церковь царевича Димитрия «на крови» 1692 года, ярким красным цветом выделяется на волжском «фасаде» города, эффектно венчая кремлевский мыс. Она поставлена на том самом месте, где 15 мая 1591 года оборвалась жизнь царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего угличского князя.

    Существующий храм построен по указу Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича. Ему предшествовали деревянная часовня, «клетская» церковь начала XVII столетия, рубленная шатровая церковь 1630 года.

    Каменный храм относится к распространенному во второй половине XVII века типу бесстолпных, пятиглавых церквей, на подклете, состоящих из алтарной апсиды, высокой храмовой части, трапезной, притвора с крыльцом и колокольней.

    Углич, Церковь царевича Димитрия «на крови» и Спасо-Преображенский собор.
    Церковь царевича Димитрия «на крови» и Спасо-Преображенский собор Угличского Кремля.

    Полукружие алтарной апсиды расположено на месте гибели царевича. В облике храма воплотились традиции русской архитектуры того периода с богатым декором и многоцветием. Сочная кладка наличников, угловых креповок, фризов, изразцы, яркий цвет стен и глав придают памятнику нарядный вид. В XIX веке надстроили северную открытую паперть - площадку и позднее превратили ее в придел, уменьшили высоту шатра колокольни, что изменило образ храма, сделав его приземистее.

    Углич, Церковь царевича Димитрия «на крови».

    Церковь царевича Димитрия «на крови» — исторический символ Углича. Все, кто приезжает в город отдыхать или по делам, считают обязательным побывать в храме.

    Притвор церкви расписан в XVIII веке на сюжеты заповедей, «Чуда о Хонском монастыре», «Страшного Суда». Слева от входа — изображение царевича в рост. За расписной, кованной заклепками «в репья» дверью уютная трапезная. Стенопись здесь выполнена в 1788 году мастером П. Хлебниковым из Борисоглебских слобод, что под Ростовом, на сюжеты библейских сказаний: о сотворении мира, о грехопадении Адама и Евы, изгнании их из рая. Живопись являет пример внедрения в просвещенный екатерининский век светских вкусов в церковную живопись. Объемно и реалистично выполненные обнаженные фигуры создают впечатление осязаемой пластики человеческого тела, показанного в движении. Но, несмотря на внедрение светских вкусов в культовую живопись XVIII века, изображение обнаженного тела на стенах провинциальной церкви было вольностью. Это объясняется тем, что в мемориальном, бесприходном, храме редко совершались богослужения.

    Западную стену высокой храмовой части занимает композиция «Убиение царевича Димитрия». Это идейный центр интерьера и редкий пример исторической живописи в церкви. По построению композиция напоминает работы художников и граверов XVIII века. Роспись выполнена в 1772 году артелью московского подрядчика Сапожникова. Развитие сюжета читается слева направо и включает несколько событий рокового дня 15 мая 1591 года, сменяющих друг друга в соответствии с житийным повествованием.

    Углич, Угличский Кремль.

    Наверху, в тереме — сцена одевания и проводов царевича на прогулку. Ниже у лестницы эпизод убийства — мамка Василиса Волохова, ее сын Осип, и третий, из служивших при дворе людей Годунова, Никита Качалов или Данила Третьяков, попросив отрока показать ожерелье, наносят ему удар ножом в горло. Выше и правее — плачущие над царевичем царица Мария Нагая, кормилица Арина Тучкова и сбежавшиеся в Кремль по звону колокола угличане. В центре — колокольня, бьющий в колокол пономарь Федор Огурец и убийцы, пытающиеся взломать двери и прекратить звон. Справа — динамичная сцена расправы горожан над убийцами, выше — тела побитых во рву и скачущие в Москву гонцы.

    Венчает композицию панорама Московского Кремля и большое изображение царевича в лике святого. Фреска стилистически связана с монументальной живописью крупнейших школ Ярославля и Костромы XVII века, но уступает ее лучшим образцам. Плавная величественность движений знаменитых образцов заменена здесь театральной экспрессией, характерной для барокко, цветовая гамма приглушена. Между окнами первого и второго света «проиллюстрирован» православный «Символ Веры», выше помещены изображения русских святителей.

    Золоченый резной иконостас храма установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной несколько великолепных произведений иконописи лучших русских изографов — мастеров Московской Государевой Оружейной палаты.

    В церковь делали вклады первые цари династии Романовых и русская знать. Икона «Богоматерь Смоленская» — вклад Михаила Федоровича Романова в деревянную церковь в 1630 году.

    Высокие художественные достоинства, изящество рисунка и благородный колорит позволяют полагать, что ее автором мог быть видный царский изограф Назарий Истомин. Виртуозной техникой живописи, утонченностью цветовых и тональных сочетаний отличается образ Богоматери Цареградской, созданный иконописцем Петром Савиным в 1630 году.

    Образ «Спас - Великий Архиерей» - подписная икона, исполненная в 1692 году одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Петром Билиндиным. В ней явственно присутствует влияние крупнейшего мастера эпохи Симона Ушакова — черты светотеневого, портретного письма. Европейские «фряжские» влияния есть и в образе «Св. Николая Чудотворца» в малом иконостасе трапезной.

    Храмовый образ «Св. царевич Димитрий» выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века. Это копия иконы XVII века, серебряный басманный оклад с которой представлен отдельно.

    В церкви хранятся реликвии — свидгтели трагических событий рубежа XVI - XVII веков.

    Угличский ссыльный набатный колокол, возвестивший о гибели отрока. Колокол был бит плетьми, лишен языка и уха, сослан в Сибирь, откуда возвращен в Углич только в 1892 году. На солее храма — носилы и рака, в которых после свержения Самозванца в конце мая — начале июня 1606 года мощи царевича были перенесены из Углича в Москву, а рядом — большой слюдяной фонарь, которой несли перед процессией. Здесь же серебряная икона - мощевик с осколками орехов, бывших у царевича в руках в момент убийства.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос