Храм иконы «Знамение»

в Переяславской слободе

Дата публикации или обновления 04.11.2015
  • К оглавлению - храмы Москвы.
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе в разделе Храмы Москвы.

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе — один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью».

    Милость Божия сохранила храм и в 1812 г., и во время революции, и в годы Великой Отечественной войны, и в эпоху государственного атеизма. Совсем недавно храм чуть было не исчез при строительстве Рижской эстакады.

    Но Пресвятая Владычица Богородица не дала погибнуть Своему дому, и храм по-прежнему, вот уже четвертое столетие, звоном своих колоколов призывает православный народ «отложить всякое житейское попечение» и вспомнить о «едином на потребу».

    Знаменский храм ведет свою историю с начала XVII в. В 1626 г. на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она именуется так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Тонной слободе». В 1712 г. храм сгорел. Новая деревянная церковь была выстроена иждивением благотворителей и прихожан в 1713 г., причем главный престол освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Это был один из самых многолюдных приходов в Москве: в 1722 г. он насчитывал 550 дворов.

    Каменный храм, существующий по сей день, начал строиться в 1757 г. и был освящен в 1766 г. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 г.

    Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

    Храмовые росписи были выполнены в 1899 г. художником Я. Е. Епанечниковым.

    В храме три придела и четыре святых престола: в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя святителя и чудотворца Николая, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя святого мученика и чудотворца Трифона.

    8 февраля 1998 г. в Знаменском приходе был освящен новый храм — Крестильный храм во имя новомученика протопресвитера Александра Хотовицкого.

    Строительство храма началось в 1995 г. при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма — дар архитектора В. С. Васильева. Росписи выполнены художником А.Шишкиным. Это копии картин «Явление Христа народу», «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира». Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.

    Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородской). Напротив главного иконостаса, над центральной аркой, вокруг хоров, помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы.

    Зимой 1170 г. Великий Новгород был осажден соединенным войском семидесяти двух русских князей. Видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, новгородцы только от Бога могли ждать помощи и заступления. Храмы не затворялись ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ Иоанн, с тех пор как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в Софийском соборе о спасении города. В третью ночь, стоя пред иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет и услышал голос: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены и тогда узришь спасение града».

    Отслужив молебен, икону торжественно понесли на городскую стену и поставили лицом к нападавшим. Но воины не смягчились и пустили на это место стены целые тучи стрел, одна из которых ранила священный лик. Тогда свершилось чудо: икона, как повествует летописец, «тотчас сама собою отвратив лице Свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию».

    Архиепископ, утирая их фелонью, воскликнул: «О чудо преславно! Не суть бо слезы, но милостивое знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему за град и люди, уповающие на милость Ея». В то же время на осаждавших напал неописуемый страх. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением, отворили ворота, бросились на врагов и разбили их наголову. С этого времени иконе Божией Матери и присвоили название Знаменской, или «Знамение».

    Храмовый образ Богоматери находится в центральной части храма в резном киоте. Это список XVI в. с древней новгородской иконы. Изображение Божией Матери с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем окружено клеймами с изображениями святых.

    В воскресные дни после вечернего богослужения перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом.

    В день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение», 10 декабря, в храме совершается архиерейское богослужение.

    Православными жителями Москвы почитается как чудотворный Животворящий Крест, который находится у стены в задней части храма, справа от западного входа. Крест стоит на возвышении, изображающем Голгофу.

    Распятие Господа искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима. Раньше этот Крест находился в женском Страстном монастыре (недалеко от Пушкинской площади), затем был перенесен в храм преподобного Пимена Великого. Когда же Пименовский храм заняли обновленцы, по благословению митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха, святыня была перенесена сюда.

    По пятницам после вечернего богослужения перед Животворящим Крестом совершается акафист Честному Кресту.

    Одна из главных святынь Знаменского храма — образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами его святых мощей.

    Убранство храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

    Этот образ принесен в храм в 1930-х гг. приснопамятным протоиереем Стефаном Марковым вместе с другими святынями из разрушенных московских храмов. В икону мученика Трифона вделаны драгоценные ковчежцы с частицами его святых мощей, присланными в 1803 г. из Черногории, где хранится чудотворная глава святого мученика Трифона. Эти ковчежцы — дар серебряных дел мастера Трифона Добрякова.

    К XVI в. относится появление московского варианта изображения мученика Трифона в виде юноши на белом коне с птицей в руках. Некоторое время святой мученик Трифон считался покровителем Москвы, но позже уступил эту честь великомученику Георгию Победоносцу.

    После закрытия Трифоновского храма в 1931 г. чудотворная икона мученика Трифона оказалась в Знаменском храме, где с благоговением хранится по сей день. В честь мученика Трифона в 1980 г. был освящен приставной престол, изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В. И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как Трифоновский.

    Святой мученик Трифон является скорым помощником во всяких бедах и нуждах: он исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, избавляет от внезапных бед и скорбей.

    Ежедневно после литургии перед чудотворным образом совершается водосвятный молебен с акафистом, а по средам после вечернего богослужения при большом стечении народа поется акафист мученику Трифону.

    В день памяти святого мученика и чудотворца Трифона, 14 февраля, в храме совершается архиерейское богослужение.

    В алтаре Предтеченского придела стоит большой старинный дубовый восьмиконечный Крест. История происхождения Креста такова. В 1652 г. решено было перенести в Успенский собор Московского Кремля мощи трех святителей: Патриарха Иова из Старицы, Патриарха Ермогена из Чудова монастыря и свт. Филиппа, митрополита Московского из Соловецкого монастыря. За мощами святителя Филиппа был послан Новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх.

    9 июня 1652 г. Москва торжественно встречала честные мощи священномученика. Крестный ход со святыми мощами шел по улице, которая теперь называется проспектом Мира, но как только перешли речку Каплю, вынужден был остановиться по случаю внезапной кончины шедшего в крестном ходе митрополита Варлаама. В память этого события, вероятно, тогда же и был сделан Крест. О таком происхождении Креста говорит вырезанная на его задней стороне надпись.

    У Троицкой заставы Камер-Коллежского вала, там, где произошла встреча мощей святителя Филиппа, для Креста была построена специальная часовня, в которой всегда было много богомольцев — дорога вела в Троице-Сергиеву Лавру. Сама же застава после этого стала именоваться Крестовской. Об этом напоминают существующие в наши дни Крестовские переулки и Крестовский путепровод. А Знаменский храм стали называть храмом Иоанна Предтечи у Креста. После разрушения часовни Крест был принесен в Знаменский храм, где и хранится по сей день.

    Резной деревянный позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX в., отражает развитие «русского стиля» в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, иконостас Знаменского храма выдержан в традициях XVI—XVII вв. Иконы Праздничного и Пророческого ярусов помещены в круглые медальоны, украшенные пламеневидными кокошниками. Верх увенчан резными изображениями херувимов. Праотеческий ряд состоит из небольших поясных образов, помещенных в трехлопастные кокошники. В иконостасе — иконы так называемого московского письма.

    В интерьере храма — резные напольные киоты и подвесные киоты, соответствующие по стилю иконостаса. При этом мотивы резьбы нигде не повторяются.

    Больше всего в храме, конечно, икон Пресвятой Богородицы: «Знамение», «Всех скорбящих Радость», Владимирская, Казанская, «Нечаянная Радость», «Достойно есть», «Взыскание погибших», «Благодатное Небо», Корсунская, «Утоли моя печали», «Скоропослушница», Иверская, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Феодоровская, Черниговская, Боголюбская, икона «Покров Божией Матери».

    Многочисленны иконы святых, в земле Российской просиявших: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоасаф Белгородский, святой благоверный князь Александр Невский, святая равноапостольная княгиня Ольга, святитель Димитрий Ростовский, священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

    Духовенство храма: протоиерей Феодор Рожик (настоятель), иерей Николай Пушкин, иерей Павел Конюхов, иерей Андрей Пашнин, иерей Максим Батурин, протодиакон Дионисий Гусев, диакон Илия Кокин, диакон Димитрий Привезенцев.

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100