Ювелирная богослужебная утварь

Дата публикации или обновления 18.01.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Какие предметы используются в храме при богослужении? Какие службы совершают в Православной Церкви? И где применяется искусство ювелира в облачении священнослужителей?

    В богослужении каждое действие символично, каждый предмет являет нам образ Небесного мира, Священной истории. Например, помазание елеем (освященным маслом) означает милость Божию, каждение (возжигание благовонного ладана) - дарование благодати Святого Духа, горение свечи перед образом - молитву верующей души. Поэтому все используемые при богослужении предметы окружены особым благоговением, которое не означает поклонения самим вещам, но происходит от любви к Богу, служба Которому совершается в храме. Именно поэтому церковную утварь обычно изысканно и по возможности богато украшают, нередко изготавливают из драгоценных металлов и каменьев.

    Как правило, при богослужении применяют только специально изготовленные предметы - например, нельзя в качестве потира приспособить обычный кубок похожей формы. И уж никак нельзя использовать церковную утварь для бытовых и вообще небогослужебных целей - это является оскорблением веры, кощунством.

    Виды богослужений и необходимая для них утварь

    Главная служба в Православной Церкви - это Божественная литургия. Во время нее совершается таинство Евхаристии, завершающееся причащением верующих. Это Таинство настолько высоко и священно, что мы не будем говорить о нем на страницах ювелирного журнала - интересующиеся легко найдут всю необходимую информацию на православных сайтах Интернета, например www.pravoslavie.ru. Мы же перейдем к практической стороне дела.

    Во время литургии используются:

    потир - чаша на высокой ножке и устойчивой подставке, украшенная священными изображениями; дискос - особой формы круглая тарель на невысокой ножке и круглой подставке;

    лжица - ложка для причащения верующих на длинной, как правило плоской, ручке; а также копие, звездица.

    Литургия чаще всего совершается в утреннее время. Во время нее совершаются таинства Причастия и, чаще всего, Исповеди (чтобы причаститься, надо для начала очистить свою душу от грехов, исповедовавшись).

    Для причащения больных, которые не могут добраться до храма, на дому используется дароносица - небольшой плотно закрывающийся сосуд, носимый священником на груди.

    В алтаре на престоле стоит дарохранительница, как правило, представляющая собой достаточно красивое сооружение с миниатюрной, также плотно закрывающейся чашей внутри. Обычно дароносица имеет форму храма.

    Вечером совершается вечерня, зачастую - и утреня (перенесенная на вторую половину дня для удобства молящихся еще в давние времена), а накануне церковных праздников - всенощное бдение (которое обычно длится не всю ночь, как следовало бы ожидать из названия, а 3-4 часа).

    Стоит отметить, что богослужебный день начинается с вечера - то есть если мы хотим помолиться на всенощном бдении (говоря проще, всенощной), например в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы (совершаемого 14 октября по гражданскому календарю), то нам следует отправиться в храм вечером 13-го.

    Во время всенощного бдения совершается обряд помазания верующих освященным в честь празднуемого события маслом (елеопомазание). Для этого используются специальные стаканчик и кисточка.

    Накануне особо торжественных праздников служится лития, во время которой освящают хлеб и вино. Это освящение не является таинством, в отличие от совершаемого на литургии, поэтому хлеб и вино, раздаваемые на всенощном бдении, можно вкушать не натощак, без какой бы то ни было специальной подготовки, всем крещеным православным христианам. Во время литии используют литийный набор (иначе называемый всенощным блюдом), представляющий собой изящное блюдо, на котором установлены подсвечник, емкости для вина и елея, а также подставка для хлебов.

    В храмах также служатся водосвятные молебны, во время которых освящают воду. Для этого используют водосвятные чаши разного размера.

    Также при богослужении используют кадила (небольшие переносные сосуды для возжигания ладана), кропила (специальные кисти для кропления святой водой), ковшики, выносные и напольные подсвечники, напрестольные кресты. Практически ни одно богослужение не обходится без выносного Евангелия в особом, обычно богато украшенном переплете. Для венчания используют венцы, которые обычно имеют форму короны и бывают очень красивы. Перед иконами горят лампады.

    Священнические, и особенно архиерейские, облачения также не обходятся без искусства ювелира. Священники носят наперсный крест, который обычно изготавливается из металла, нередко из серебра. Заслуженные священнослужители награждаются крестом с украшениями (чаще всего с драгоценными или полудрагоценными камнями). Неотъемлемая часть архиерейского облачения, панагия, - носимый на груди образок Пресвятой Богородицы, иногда - Спасителя. Во время богослужения епископ надевает митру, по виду напоминающую корону, украшенную иконами Христа, Богоматери, святых. Митра символизирует терновый венец Спасителя, а ее богатое украшение говорит нам о том, что Крестные страдания Господа привели к вечной славе и блаженству, которые Господь дарует всем обращающимся к Нему. Сами священные облачения нередко расшиваются драгоценными камнями, украшаются пластинами с выгравированными на них иконами или эмалевыми образками.

    Технологии, используемые при изготовлении богослужебной утвари

    Большинство предметов церковной утвари украшено иконами, словами из Евангелия, молитвами. Например, венцы, используемые при совершении таинства Брака, традиционно украшаются иконами Спасителя (венец жениха) и Пресвятой Богородицы (венец невесты), иногда - и образами святых.

    На дискосе обычно бывает нанесено изображение Спасителя (иногда символическое - в виде агнца). Как правило, оно выполняется в технике гравюры, которая может быть нанесена на дискос, выполненный из металла - серебра, золота (в наши дни практически не встречается), латуни, стали и т.п. Очень красиво смотрятся гравюры, созданные в городе Златоусте. Златоустовская гравюра имеет свои секреты ремесла, благодаря которым изображения получаются четкими, а изделия - яркими, праздничными. Изготовленные из стали с применением золочения, серебрения, никелировки, они кажутся золотыми, переливаются праздничными цветами. Тончайшие детали изображения наносятся вручную, нередко не только резцом, но даже иглой. Трудно представить, что искусство златоустовской гравюры зародилось только в начале XIX века - настолько оно органично и изысканно. Гравюра, в том числе и златоустовская, может украшать практически все виды церковной утвари.

    Церковные ювелиры часто используют и технику эмали, позволяющую украшать металлическую утварь практически живописными изображениями. Эмаль по скани и перегородчатая эмаль украшает ножки потиров и дискосов, мощевики (ларцы для хранения мощей святых), кадила и т.п. В технике расписной эмали (финифти) выполняют миниатюрные образки, украшающие потиры, Евангелия, венчальные венцы, мощевики, кресты. Чаще всего именно в технике расписной эмали создаются архиерейские панагии и дробницы (образки, украшающие митру). Создание эмалевых миниатюр требует от художника высочайшей точности работы и мастерства. Малейшая ошибка может погубить труд многих дней. Зато результат с лихвой окупает все усилия.

    При создании церковной утвари используются такие виды работ, как литье и чеканка, филигрань и скань, чернение и травление.

    Нередко священные предметы украшают драгоценными и поделочными камнями, а иногда вырезают из цельного камня. В виде камей бывают выполнены архиерейские панагии, реже - священнические кресты, дробницы (иконки) на митрах; драгоценные и поделочные камни украшают архиерейские посохи.

    Символика драгоценных материалов

    Драгоценные металлы и камни в церковном искусстве имеют свою символику. Так, золото является символом Божества, серебро - чистой человеческой природы. Именно поэтому так часто используется позолоченное серебро, знаменующее собой осенение стремящегося к Богу человека Божественной благодатью.

    Церковные художники обычно используют драгоценные и поделочные камни в соответствии с их символикой.

    Икону Божией Матери уместно украсить сапфирами и жемчугом, пасхальное яйцо - рубинами и т.п. Впрочем, эти рамки не слишком строги.

    Красный. Цвет Пасхи, то есть любви, приносящей себя в жертву и победы над смертью. Именно поэтому красные облачения используют и в дни памяти святых мучеников.

    Белый, голубой. Цвета чистоты, невинности. Убранство голубого цвета украшает храмы в дни Богородичных праздников.

    Белый, золотой. Цвета символизируют сияние Божественной Благодати. Белые облачения можно увидеть в храмах на Рождество и Преображение, золотые - в большинство дней года.

    Зеленый. Цвет преподобных, молитвенников.

    Фиолетовый, темно-синий, черный. Цвета воздержания, покаянной скорби. Они преобладают в убранстве храма Великим постом.

    Алина Сергейчук


    Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100