Печальная правда

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Журнал «Нескучный сад»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Комментарий к статье «Почему мы такие злые?».


    Может быть, есть выход из создавшейся ситуации через «духовную дверь»? Своими размышлениями делится историк, священник Георгий Ореханов, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе:

    — Статья «Почему мы такие злые?» невероятно актуальная. Автор коснулся очень болезненной темы, вернее, целого куста больных тем, которые всех нас волнуют и которые связаны отнюдь не только со злобой, и даже именно не со злобой, а с чем-то гораздо более важным.

    В статье много правды, той печальной правды, с которой мы сталкиваемся каждый день: хамство на улице, на работе, в транспорте. Наше общество действительно тяжело болеет. Я хотел бы предложить свое объяснение причин этой болезни.

    Это забвение духовной природы человека. Если оставаться в рамках правового подхода, то я, как человек, имею право на бурную реакцию, на всплеск эмоций, на гнев и даже на агрессию. Но духовная природа человека выводит его за масштабы горизонтальных связей, где есть только «мы» и «они», «мое» и «твое». Характерно, что разделение на «мое» и «твое», то есть границы личности, которые человек должен активно защищать от другой личности, «кожаные ризы», появляется только в результате грехопадения. Поэтому всякая агрессия есть грех, и нельзя лечить грех грехом.

    Наша главная беда заключается в том, что за последние несколько десятилетий мы потеряли это вертикально духовное измерение, которое всегда в русском народе было очень сильно и значимо: сердце, отверстое к чужому горю, милосердие и сочувствие к падшим, униженным и оскорбленным, обездоленным.

    Сейчас в современной России, пережившей небывалый террор, ограбленной, обманутой, обесчещенной, бесправной, уставшей и действительно часто озлобленной, этот мотив особенно актуален — научиться сочувствию, научиться угадывать сердцем, что и этот конкретный человек, встреченный нами в метро, борется за свой кусок хлеба, устал на работе, далеко не всегда справляется с семейными неурядицами.

    Именно поэтому совершенно непонятно стремление Людмилы Петрановской поставить под сомнение и даже высмеять «попытку погасить агрессивный импульс на себе», «лечь на гранату агрессии», культивировать «искусственную "добренькость"», которая почему-то раздражает автора в людях. Но ведь именно этой «добренькости», стремлению остановить гнилой импульс страсти гнева и раздражения, проявить любовь посвящены все нравственные поучения Христа, Который недвусмысленно призывает любить врагов независимо от того, любят ли они нас.

    Апостолы во времена владычества императоров, не очень, мягко говоря, заботившихся о правах всех жителей своей империи, тоже видели вокруг себя многочисленные проявления злобы, агрессии, произвола и всегда призывали христиан не воздавать злом за зло, но, насколько возможно, пребывать в мире со всеми людьми (см. Рим. 12: 17-18).

    Давайте представим на минуту, что христиане перестали жить по этим заповедям и окончательно отверглись «силы благочестия», — во что тогда превратится наш и без того уже озверевший мир? Найдется ли в нем хоть сколько-нибудь места для самых элементарных проявлений любви?

    Второй лейтмотив статьи: «Россия и Европа». Европа, «страна святых чудес» (А. С. Хомяков), по-прежнему многим нашим современникам представляется землей обетованной, но уже не столько царством религиозных и культурных диковин, сколько царством комфорта, справедливости и порядка.

    Безусловно, очень часто порядка и элементарного уважения к личности в Европе больше, чем в России. Это тем более показательно, что сегодня Запад энергично старается забыть о своих христианских корнях. Но дело в том, что в Европе необычайно сильна традиция социокультурного строительства. Это обстоятельство сохранило ее от катастрофы тогда, когда Россия погибала. Не будем забывать о том, что результатом Первой мировой войны стало крушение не одной, а четырех империй. И что же? Только в России это крушение сопровождалось такими катастрофическими последствиями, как полное самоуничтожение государственных, культурных и религиозных форм жизни.

    Характерная деталь: путешествуя по Европе, часто обращаешь внимание на достаточно большое количество памятников, посвященных героям именно Первой мировой. Но много ли таких памятников читатели вспомнят на нашей русской земле?

    Отец Сергий Булгаков в работе «На пиру богов» заметил, как тонок оказался слой русской культуры и церковности — в 1918 году вообще казалось, что вихрь революции просто сметет Церковь с лица русской земли.

    Но именно поэтому к нашему культурному слою следует относиться с особой бережностью. Ведь культура — это всегда созидание, собирание камней. Важно, что в статье Людмилы Петрановской тема злобы тесно переплетена с темой родины, отечества. Вполне понятно стремление найти выход из царства злобы, жить в свободной стране, в которой велика сила законов, а население их честно, ответственно и сознательно исполняет и может за себя постоять в случае, когда это необходимо. Но только вот покончить с беззаконием стремительно не получается.

    Не получается в России лечить внутреннее внешним. Слишком велика власть государства, и слишком ничтожна способность общества этой власти что-то противопоставить.

    Важнейший феномен, характерный для западной жизни и практически незнакомый в современной России, — общественное мнение. Но власть общества на Западе формировалась веками, европейские государства имеют богатейший опыт и различные формы самоуправления, автономии, муниципальных учреждений. Это историческая реальность, но не вся реальность. Потому что власть общества тоже может стать источником жестких идеологем. Попробуйте в современной Германии заявить, что вы любите свою немецкую родину и что вообще любить свою родину есть добродетель. Или что вы христианин и что гомосексуализм, с христианской точки зрения, есть грех. Или что бомбежки Сербии в 1999 году были величайшей подлостью. Уверен, что после подобных заявлений имя их автора навсегда будет вычеркнуто из книги немецкой жизни.

    Совсем недавно в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского я наткнулся на достаточно неожиданный призыв — учить молодых людей любить Россию. Да, оказывается, уже в последней четверти XIX века этот призыв стал очень актуален — этому надо специально учить и учиться самим.

    Без двух чувств, как пишет А.С. Пушкин: «любви к родному пепелищу и любви к отеческим гробам», наша земля мертва, наш тесный мир — пустыня, а наша душа — алтарь без божества. Без исторической памяти человек перестает быть человеком, вернее, не способен им стать. И учиться этим чувствам, я уверен, нужно не на митингах, которые почему-то вдруг в последнее время для русских людей, во всяком случае проживающих в Москве (а также во Франции, Англии, США), стали школой любви, гражданственности, поддержки, открытости. Как будто до митингов не было тех, кто нуждается в такой любви?

    И на вопрос «что делать?», звучащий в финале статьи и получающий в ней парадоксальный ответ, я бы ответил просто: учиться отверзать свое сердце для чужого горя, помогать нуждающимся, помня, что в этом мире всегда есть место для любви, воспитывать молодежь в уважении к родине, к своему великому, славному прошлому понимая, что процесс воспитания — долгий и кропотливый, не знает скачков.

    Другими словами, каждый из нас должен стараться сделать что-то конкретное и простое для искоренения того реального духа злобы, ненависти, раскола, растерянности, который действительно витает над всеми нами.


    Журнал о православной жизни «Нескучный сад», № 9, сентябрь, 2012 г.

    Сайт журнала: http://www.nsad.ru

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100