Гностицизм

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Гностицизм

    Гностицизм - (или Гносис, от греч. «знание») – общее название религиозно-философских школ 2-го в., или т.н. "гностических сект".

    Гностицизм не един, школы гностиков часто противоречат друг другу, но их сближает учение о тайном (эзотерическом) знании, которое доступно только избранным. Гностические трактаты пытаются систематизировать это «знание», представляющее собой хаотичное и очень произвольное соединение греческой философии, античных мифов и мистерий, библейских образов и восточных религий (Египет, Вавилон, Персия, возможно Индия).

    Вырванные из контекста элементы христианского учения разрабатываются в духе языческой космогонии и в традиционной для античности мифологической форме. Все гностики учат о том, что материальный мир изначально и неисправимо плох. Человек порабощен своим телом, временем, злой реальностью, но его внутреннее "я" – не от мира сего, это искра духа, которую надо освободить от пут материи. Т.о. гностицизм дуалистичен, т.е. говорит о двух началах бытия: материальный мир удален от Бога и является его антиподом (в разных версиях это или тотальный хаос, или целеустремленное злое начало). Верховное Божество гностиков бесконечно выше Творца неба и земли (Демиурга), который в виде эона света был захвачен материей, в ее мраке создал вселенную и людей, дал им законы через Моисея.

    Гностики видят в нем несовершенного «бога», поскольку созданный им мир плох. Отсюда почитание всех наказанных им в Ветхом Завете как гностиков (Каин, жители Содома, Исав и др., а также якобы посвященный в тайное знание новозаветный Иуда). Желая извлечь из материи упавшие в нее частицы духа, Верховное Божество послало в мир свой эон, который или соединился с человеком Иисусом или только принял вид человека (докетизм). Он сообщил людям гносис, т.е. открыл их духовное происхождение и указал, как вырваться из материи. Смерть Иисуса для гностиков не важна, так как умер лишь человек (или казался умершим).

    Когда будет изъят весь духовный элемент, этот мир замкнется в своей конечности и удаленности от Абсолюта. Гностики делили людей на материальных (неотличимых от мира), душевных (служащих ограниченному Демиургу) и духовных (собственно, гностиков, которые восходят в абсолютное бытие, но с утратой личного начала, растворяясь в Абсолюте).

    Наиболее известны гностические системы Валентина, Василида, Маркиона, офитов. Гностики создавали апокрифические Евангелия, подменяя истины христианства своими доктринами, и во 2-м в. стали угрозой для гонимой язычниками Церкви. Христианские апологеты вели с ними борьбу, разъясняя истинное евангельское учение.

    Гносис не смог стать народной религией, т.к. осознавал себя закрытым и доступным лишь немногим. Утратив самостоятельное значение, он породил целый ряд «гностических ересей» (манихейство, богомильство, павликиане, катары, альбигойцы и др.).

    Г
    Гавриил Гапон Георгий Аполлонович Геенна огненная Гефсимания Гипноз Глава Главопреклонение Гласы Глинка Михаил Иванович Гнев Гностицизм Говение Гоголь Николай Васильевич Голгофа Голосники Гордость Горнее место (или Горний престол) Господь Грех Грехопадение Гречанинов Александр Тихонович Греческая (Элладская) Православная Церковь Гроб Гроб Господень Гробница Грузинская Православная Церковь Гульбище

    Православный словарь
    А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    В начало

     
    Rambler's Top100