Страхов Николай Николаевич
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Страхов Николай Николаевич родился 16(28).X.1828 г. в Белгороде в семье протоиерея — философ и литературный критик.
Отец был преподавателя местной духовной семинарии. Потеряв 7-ми лет отца, Николай Николаевич, учившийся в Белгородском духовном училище, был в 1840 устроен в Костромскую духовную семинарию.
С января 1845 поступил вольнослушателем на юридический факультет Петербургского университета. В августе того же года выдержал экзамены на математическом отделении, но из-за бедности остаться в университете не смог. Выучился он на казенный счет в Главном педагогическом университете, на естественном факультете.
В 1851 был учителем во 2-й одесской, а в 1852—61 и во 2-й петербургской гимназиях. Одновременно подготовил магистерскую диссертацию «О костях запястья млекопитающих», защитив ее в 1857. После знакомства с Ф. М. Достоевским был введен в редакцию журнала «Время».
В 1863 за напечатание статьи «Роковой вопрос», умеренной по тону, но признанной за спокойный стиль изложения польского вопроса «вредной», журнал был закрыт. Долгое время Николай Николаевич жил переводами философской литературы.
В 1869 — 72 (начало года) сотрудничал в «Заре».
С августа 1873 поступил на службу в Публичную библиотеку.
С 1874 — член Ученого комитета министерства народного просвещения. Был членом-корреспондентом Академии наук, разбирал по ее поручению стихи, представленные на Пушкинскую премию.
В 1890-е гг. группа почитателей Страхова— В. В. Розанов, Б. В. Никольский и другие— пыталась представить его единственным крупным русским философом, стоявшим якобы выше суетных интересов современности. Но как раз в философии Страхова Н. Н., выпустившего ряд книг —
«Мир как целое» (1872),
«Об основных понятиях психологии и физиологии» (1886),
«О методе естественных наук и значении их в общем образовании» (1865),
«О вечных истинах» (1887), мало глубоких и содержательных идеи, налицо смешение самых разнородных философских течений с целью создать отвлеченный нравственный идеал. Именно о философии Страхова Лев Толстой сказал: «Это перебирание чужих взглядов и искание их я называю (неточно) притворством знания».
Литературная критика Страхова Н. Н. являлась продолжением и распространением идей А. Григорьева. Некоторую известность он приобрел резкой полемикой, которую вел во «Времени» и «Эпохе» (под псевд. Н. Косица) с революционно-демократической критикой. В статьях этого периода философ развивал идеи «почвенничества», вслед за Ап. Григорьевым и Ф. Достоевским, утверждая, что революционно-демократическая литература оторвалась от «родной почвы», не преклоняется перед «смиреномудрием народа» и тому подобное.
Сборник Николая Николаевича «Из истории литературного нигилизма» (1890) представлял собой переиздание статей из «Времени» и «Эпохи».
В книге «Борьба с Западом в нашей литературе» (1882—96) фактически боролся сам Николай Николаевич с революционными учениями западных философов, с русским «западничеством», отождествляемым Страховым с идеями Белинского, зачастую неверно истолкованными, выступал тут Страхов и против народнического революционного движения.
Николай Николаевич приписывал себе заслугу «открытия» для русской публики «гения» Льва Толстого. На самом деле его сочувственные статьи (о «Войне и мире» и более поздних работах Толстого) появились лишь с 1872. С Толстым его связывала многолетняя дружба, что не мешало Толстому резко выговаривать в письмах к Страхову за его безусловное признание основ существовавшего в царской России строя. Собранные в книге «Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом» работы Страхова Н. Н. содержат ряд верных наблюдений, но в очень малой мере объясняют действительное значение творчества этих писателей.
Умер 24.I(7.II).1896 г.