Розанов Василий Васильевич
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Розанов Василий Васильевич родился 20.IV(2.V)1856 в городе Ветлуге — писатель, критик, философ и публицист.
Образование получил в Московском университете, после окончания которого преподавал историю и географию в провинциальных гимназиях Брянска, Елецка и Вельска.
В 1893 приехал в Петербург и поступил на службу в Центральное управление государственного контроля.
В 1899 Василий Васильевич оставил службу и стал постоянным сотрудником газеты. «Новое время», где работал до революции 1917. Одновременно сотрудничал во многих других газетах и журналах, в том числе под псевдонимом В. Варварин в газете «Русское слово».
В 1900 Розанов сблизился с группой писателей журнала «Мир искусства», где напечатал ряд статей. Принимал активное участие в деятельности петербургского кружка славянофилов и С.-Петербургского религиозно-философского общества. В тематическом отношении основные произведения Розанова - философа —
«Темный лик» (1911),
«Люди лунного света» (1911).
В них Василий Васильевич, рассматривая вопросы метафизики христианства, выступает проповедником идеализма и мистики, защитником самодержавия и церкви. В книгах и сборниках его статей:
«Религия и культура» (1899),
«Сумерки просвещения» (1899),
«Природа и история» (1900),
«В мире неясного и нерешенного» (1901),
«Семейный вопрос в России» (1903),
«Апокалипсическая секта» (1914) —
вопросы науки, истории, философии, семьи и брака освещаются с мистико-идеалистической и сексуальной точек зрения, придающих главнейшее значение интуиции, прозрению, религиозному чувству и проблемам пола. Религиозное миропонимание лежит в основе и блестящих по форме литературно-критических работ Розанова, и прежде всего в основе его самой значительной монографии «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1894). Однако, комментируя легенду из романа «Братья Карамазовы» как тексты священного писания и пытаясь истолковать Достоевского только как религиозного мыслителя, Розанов В.В. приходит к противоположному выводу: об антирелигиозном характере легенды.
Из других критических работ Розанова наибольшую известность получили этюды о Гоголе, к творчеству которого он относится отрицательно, считая, что Гоголь был лишь писателем «внешних форм», за которыми «ничего, в сущности, не скрывается, нет никакой души» («Легенда о великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского).
Опыт критического комментария с приложением двух этюдов о Гоголе», третье изд., 1906), а также статьи о творчестве А. П. Чехова («Юбилейный чеховский сборник», 1910), Н. Страхова («Русское обозрение», 1895, №. 7), К. Н. Леонтьева («Русский вестник», 1892, № 1—3) и так далее (многие статьи вошли в книгу: «Литературные очерки», 1899, и «Литературные изгнанники», т. 1, 1913).
В историю русской литературы Розанов Василий Васильевич вошел также как автор книг:
«Уединенное» (1912),
«Опавшие листья» (1913-15) ,
«Апокалипсис нашего времени» (1917-18), которые представляют собой своеобразные по стилю сборники фрагментарных заметок, разнородных мыслей и афоризмов по различным философским, литературным и бытовым вопросам. Еще дореволюционная критика отмечала циническую небрежность стиля. Это особенно наглядно проявилось в творчестве Розанова-публициста, когда он одновременно высказывает и реакционные взгляды и убеждения (в «Новом времени»), и либеральные (в «Русском слове»).
Умер 5.II.1919 г. в Петрограде.