Страхов Николай Иванович

Дата публикации или обновления 11.03.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Писатель, журналист и переводчик Страхов Николай Иванович родился в 1768 году в Москве, умер в Петербурге (год смерти неизвестен).

    Сведений о воспитании и образовании Страхова Николая Ивановича не имеется.

    В 1786 был опубликован перевод романа Гольдсмита «Вексфильдский священник».

    В 1787 перевод восточной новеллы Монтескье «Арас и Исмения», содержащей в себе описание правления идеального государя и критику деспотизма. Оба перевода были опубликованы в журнале Н. И. Новикова.

    В 1788 выходит сборник нравоучительных цитат и афоризмов из различных авторов «Дух изящнейших мнений» его составление, по-видимому, принадлежит Николаю Ивановичу Страхову.

    С 1790-92 Страхов переходит к самостоятельному творчеству и издает журнал «Сатирический вестник», выпускает «Переписку моды...» (1791) и «Карманную книжку для приезжающих на зиму в Москву...» (1791—95).

    Во 2-й половине 90-х гг., в связи с усилением цензурного гнета, Николай Иванович отходит от литературной деятельности и поступает на службу директором астраханского шелкового завода (1798), а через два года — главным приставом при калмыках. На этой должности Страхов ведет решительную борьбу со взяточничеством и другими злоупотреблениями местных властей.

    В 1804, в связи с доносами на него, был уволен со службы и отдан под следствие, тянувшееся 6 лет.

    В 1810 был оправдан, переехал в Петербург и вновь занялся литературной деятельностью. В этом же году издал книги «О калмыках» и «Мои петербургские сумерки», а через год — «Рассматриватель жизни и нравов».

    После 1811 имя Страхова Николая Ивановича в печати не встречается. Страхов Н. И. вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик, обличающий крепостнический уклад жизни, духовное убожество и безнравственность представителей дворянского общества.

    Он явился прямым продолжателем традиций сатирической журналистики Новикова и Эмина не только в отношении тематики произведений, но и литературной формы. Непосредственное воздействие на Страхова оказал журнал Крылова «Почта духов» (1789). Сатирические элементы весьма заметны уже в «Сатирическом вестнике» Страхова. По характеристике автора, люди большого света — это «куклообразные волокиты», не имеющие никакой цели в жизни. Он выводит образ дворянина Псолюбова, который «желал лучше видеть умирающими от недостатка хлеба крестьян своих, нежели околевающими собак его». Писатель протестует против обычая дворян заводить в домах шутов, вступается за попираемое человеческое достоинство. Писатель-сатирик приходит к выводу, что дворяне, ведущие праздный образ жизни, питаются и одеваются за счет «глада и наготы несчастных и грабимых ими земледельцев». Николай Иванович не ставит вопроса об уничтожении крепостного права, но он полон сочувствия к угнетенным крестьянам.

    Бессмысленную погоню за модой, расточительность и мотовство дворянства писатель считает одним из важнейших общественных пороков. Этой теме посвящена его «Переписка моды, содержащая письма безруких, модные размышления неодушевленных народов, разговоры бессловесных чепцов, чувствования мебелей, карет, записных книжек, пуговиц и старозаветных монек, кунташей, шлафоров, телогрей и пр. Нравственное и критическое сочинение, в коем с истинной стороны открыты нравы, образ жизни и важные сцены модного века» (1791). Он заставляет «мыслить и чувствовать» модные уборы, объясняя это тем, что ныне истина «учинилась для глаз неприятнее едкого дыма» и «должна уже являться в свет не иначе, чем инкогнито, или, попросту сказать, в платье навыворот».

    Характеризуя «Землю подражательности» — светское общество, писатель заявляет, что «здесь почитается наиважнейшей наукой переделываться из людей в обезьяны...». В этом царстве эгоизма, угнетения и насилия руководствуются хищническими, безнравственными законами и принципами: «кто кого смога, тот того и в рога; что твоя честь, коли нечего есть» и т. д. Автор показывает, что в дворянском обществе извращены понятия чести и добродетели, нарушены принципы брака, ставшего «выгодной партией», торговой сделкой.

    Широкие картины общественной жизни в столице и провинции рисует Страхов и в «Карманной книжке для приезжающих на зиму в Москву...». Он иронизирует над системой дворянского воспитания, обличает праздность и обжорство дворян, создающих свое благополучие трудом крепостных.

    Литературные произведения Страхова Н. И., проникнутые высоким гражданским пафосом и суровым обличением, отличаются публицистичностью, которая нередко сочетается с очерковой изобразительностью. Страхов Николай Иванович широко пользуется приемом пародии, продолжая традиции новиковского «Трутня». Он пародирует газету, помещает сатирические объявления о продаже чести, совести и ума, руководство, как сочинять разного рода творения, и т. д. При сравнительно однообразном языке повествования речь героев Страхова Н.И. индивидуализирована, отличается образностью и простотой.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100