Елисеев Григорий Захарович

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Елисеев Григорий Захарович родился 25.I(6.II). 1821 г. в селе Спасское, Каинского округа, Томской губернии в семье священника — публицист.

    Девяти лет остался круглым сиротой (отец умер, когда Григорию Захаровичу не было года). Учился в Тобольской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии, после окончания которой (1844) получил степень магистра богословия.

    С 1844 по 1854 состоял профессором русской церковной и гражданской истории в Казанской духовной академии. Опубликовал работы:

    «Жизнеописание святителей: Гурия, Германа и Варсонофия, казанских и свияжских чудотворцев» (1848),

    «Краткое историческое сказание о чудотворных иконах...» (1849).

    В лекциях развивал демократические взгляды, чем заслужил уважение слушателей и вызвал преследование начальства.

    В 1850 вынужден был снять с себя духовное звание.

    В 1854, оставил профессорскую кафедру в академии и уехал на родину в Сибирь, где начал служить сначала в Омске, а затем в Тереке окружным начальником (1854 — 57) и советником губернского правления в Тобольске (1857). По характеру службы Елисеев знакомится с практической жизнью крестьянства, что оказало решающее влияние на его дальнейшую литературную деятельность.

    В декабре 1857 Григорий Захарович выходит в отставку и переезжает в Петербург.

    С 1858 начинается его публицистическая деятельность. Большое влияние на него оказал Чернышевский, которому Елисеев принес свою первую статью «О Сибири». Статья была напечатана в «Современнике», и Чернышевский пригласил Елисеева сотрудничать в журнале.

    С января 1859 он становится одним из ведущих сотрудников журнала В. С. Курочкина и Н. А. Степанова «Искра» и эпизодически печатается в «Современнике»

    «Уголовные преступники», 1860, № 1;

    «О движении народонаселения в России»;

    «О препровождении ссыльных по Сибири» и другие.

    В «Искре» Елисеев возглавляет публицистический отдел «Хроника прогресса», являвшийся как бы своеобразной передовой журнала. «Хроника прогресса» близка по тематике будущим «Внутренним обозрениям» «Современника». Она представляет собой обзор важнейших событий общественной жизни. «Хроники...» Елисеева Г.З. имели подчеркнуто сатирический характер. В «Хронике прогресса» он пропагандировал морально-этические и политические взгляды Чернышевского, ратовал за народное просвещение, за демократизацию литературы, выступал как литературный критик. В «Искре» он создал пародийную, сатирическую маску благонамеренного обывателя штабс-капитана Захарченко — типичного крепостника с казенно-патриотическими взглядами и помещичьими привычками. (Захарченко приветствует государственный строй Турции, где «не хлопочут о свободе, а все хорошо идет. А уж, кажется, какое положение еще может быть хуже положения Турции», и возмущается, «как этому Гарибальди все с рук сходит».)

    Политические статьи Григория Захаровича удачно соседствовали с юмористическими и сатирическими материалами «Искры», придавая журналу боевую целенаправленность, глубину и серьезность.

    В 1861 он возглавил в «Современнике» отдел «Внутреннее обозрение» — обзор жизни царской России, в котором главное место отводил положению крестьян, борьбе за ликвидацию крепостного права и освобождение крестьян с землей; после крестьянской реформы стремился в легальной форме разъяснить антинародную сущность т. н. освобождения крестьян.

    В период революционной ситуации Григорий Захарович в основном стоял на позиции Чернышевского и революционных демократов.

    В 1861—62 он старейшина петербургского Шахматного клуба — места встреч членов общества «Земля и воля», одного из центров революционно-демократической пропаганды, член ЦК этого общества.

    В феврале 1862 Елисеев Г.З. избирается редактором артельного журнала «Век», приобретенного у поэта Вейнберга (первый номер под редакцией Елисеева вышел 18 февраля). Его статьи, напечатанные в журнале, критически рассматривали предстоящие реформы, в частности судебную и т. д. Журнал «Век» просуществовал недолго из-за недостатка средств и различного отношения пайщиков к политической линии журнала (левое крыло — Н. В. Шелгунов, братья Серно-Соловьевичи и другие — стремилось видеть в нем орган будущей революции, другие же пайщики — лишь особый вид издательских отношений). Журнал прекратил свое существование через два месяца после выхода первого номера.

    В конце 1862 Григорий Захарович стал редактором ежедневной газеты «Очерки». В передовых статьях «Очерков» он освещал основные проблемы крестьянского вопроса начала пореформенного времени. «Очерки» вскоре перестали издаваться (1863), т. к., боясь ответственности за радикальное направление газеты, издатель Очкин перепродал ее редактору «Современного слова» Писаревскому. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского Елисеев выдвигается на одно из первых мест в прогрессивной журналистике.

    В 1863 он оставляет сотрудничество в «Искре» и других изданиях и целиком переходит в «Современник» Некрасова, становится одним из его руководителей. Во время спада революционной ситуации начинает заметно вырисовываться отход Елисеева от идей революционной демократии.

    Григорий Захарович по праву считается создателем отдела «Внутреннее обозрение» не только в «Современнике», но и в русской журналистике, интересуясь в первую очередь мужиком, его нуждами и чаяниями. Он занял ведущее положение в журнале Некрасова. Елисеев старался в настоящем найти пути облегчения жизни мужика, проповедовал взгляды, предвосхищавшие идейные основы народничества.

    Кроме «Внутренних обозрений», Елисеев с 1865 ведет в «Современнике» отдел «Обозрение журналистики» и пишет ряд историко-литературных работ: «Очерки истории русской литературы по современным исследованиям», критические разборы произведений Г. И. Успенского, Д. Д. Ахшарумова, Ф. М. Достоевского и другие.

    В 1866 одновременно с прекращением издания «Современника» он был арестован по каракозовскому делу, но вскоре освобожден.

    До 1882 он находился под надзором полиции. Высокие личные и литературные качества Елисеева способствовали приобретению им большого влияния и авторитета в литературной среде, где его считали одним из самых опытных, нравственно чистых и искусных журналистов. Поэтому не случайно Некрасов из всех сотрудников «Современника» 1863—66, приступая к изданию «Отечественных записок» (1868), заручился согласием одного Елисеева, пригласив его в качестве соредактора (соредактором Некрасова также был Салтыков-Щедрин, позднее — Н. К. Михайловский). Для «Отечественных записок», особенно в первое время после приобретения их у Краевского, имя Елисеева было своеобразной гарантией продолжения линии «Современника».

    В «Отечественных записках» Елисеев продолжал вести отдел «Внутреннее обозрение», в котором общественную и политическую жизнь оценивал с крестьянских позиций, не идеализируя деревню (как народники), но тем не менее разделяя их некоторые иллюзии: верил, что в «земском деле» все сословия могут слиться в одно великое целое, считал, что Россия не знала борьбы классов, отрицал революционный способ борьбы и ратовал за путь мирных преобразований. Эти его взгляды неоднократно подвергались резкой критике со стороны Салтыкова-Щедрина. В «Отечественных записках» он опубликовал статьи:

    «Крестьянский вопрос» (1868, № 3),

    «Теория социального вопроса» (1872, № 1),

    «Плутократия и ее основы» (1872, № 2),

    «Крестьянская ре форма» (1874, № 1, 2) и др.

    Сильная сторона дарования Григория Захаровича заключалась в умении ориентироваться в хаосе текущих событий, подчеркнуть общественное значение отдельных фактов, осветить их с точки зрения непосредственных интересов крестьянских масс, в подлинном демократизме, которым пронизаны все его работы.

    В апреле 1881 Елисеев Г.З. тяжело заболел и вынужден был почти совершенно прекратить литературную деятельность. Он уезжает за границу для лечения.

    В последние годы жизни публицист обращается к мемуарам, но болезнь и старость мешают осуществлению этих планов (удалось написать ряд отрывков мемуарного, публицистического и исследовательского характера, касающихся в основном вопроса о разрыве между членами ред. «Современника» при организации «Отечественных записок», с описанием последних лет «Современника» (1863—66) и первых лет «Отечественных записок»).

    Несмотря на большую популярность «Внутренних обозрений» в «Современнике» и «Отечественных записках», имя Елисеева было мало известно читающей публике, так как обозрения печатались Елисеевым анонимно, а отдельные статьи подписывались псевдонимом Грыцько.

    При жизни Елисеева Г.З его сочинения не издавались. Единственная, вплоть до настоящего времени, попытка издать его сочинения, предпринятая Н. К. Михайловским, не смогла осуществиться. Михайловский выпустил лишь первый том Собрания сочинений публициста(1894), однако почти весь тираж был уничтожен цензурой (осталось несколько экземпляров, сразу же ставших библиографической редкостью). Этот том, в котором помещены «Внутренние обозрения» за два года, печатавшиеся в «Отечественных записках», вследствие тенденциозной подборки не дает сколько-нибудь правильного и тем более цельного представления о публицистике Елисеева. Литературное наследие Григория Захаровича не собрано и не изучено.

    Умер 18(30).I.1891 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100