Курочкин Василий Степанович

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Курочкин Василий Степанович родился 28.VII (9.VIII).1831 г. в чиновничьей семье — поэт.

    С 1841-46 учился в Кадетском корпусе и Дворянском полку (1846—49), по окончании которого служил в армии.

    В 1853 перешел на гражданскую службу.

    В 1857 оставил службу и целиком отдался литературной деятельности.

    С 1859 совместно с художником-карикатуристом Н. А. Степановым стал издавать сатирический журнал «Искра», в котором сумел сплотить талантливых сотрудников: Д. Д. Минаева, В. И. Богданова, Г. Н. Жулева, П. И. Вейнберга и других.

    С 1873 сотрудничал в «Биржевых ведомостях» (после закрытия «Искры»).

    Василий Степанович принимал активное участие в общественно-политической жизни и революционном движении 60—70-х гг. Он один из руководителей общества «Земля и воля» — тайной организации революционной демократии начала 60-х гг.

    В 1866 после выстрела Каракозова был арестован и несколько месяцев находился в застенках Петропавловской крепости.

    Начало литературной деятельности Курочкина Василия Степановича, относится к 1850-м гг.

    В 1854 были опубликованы первые произведения:

    стихотворение «Русская езда» и

    повесть «Незваное чувство» напечатаны в «Сыне Отечества» в 1854; стихотворения

    «Целый день дождь барабанил в узкие стекла избушки»,

    «Мы рано стали жить»,

    «Хвалили мне возраст ребенка» были опубликованы в «Современнике».

    С 1855 стали печататься его переводы из Беранже

    «Старый капрал»,

    «Весна и осень»,

    «Как яблочко румян»,

    «Знатный приятель» и другие.

    В 1858 вышел первый сборник переводов, принесший поэту заслуженный успех. Переводы Курочкина были высоко оценены Добролюбовым.

    Литературная деятельность Василия Степановича как поэта-сатирика отражала революционную обстановку 60-х гг. Его стихотворные фельетоны и сатирические стихи отражали различные конкретно-исторические явления жизни. В сцене «Цепочка и грязная шея» (1862) поэт высмеял выпады реакции, направленные против демократических собраний, и взял под защиту выступление Чернышевского на вечере памяти Добролюбова; откликом на литературную борьбу вокруг романа «Отцы и дети» явилось стихотворение «Рапсодии о нигилизме» (1863); в том же году он выступил против философа-идеалиста П. Д. Юркевича («Платоническое ку-ку-ре-ку»), В условиях жесточайшей цензуры Курочкин выражал не только симпатии всему передовому, но и веру в обреченность самодержавия. Мастер политической сатиры и стихотворной полемики, он наполнял свои произведения злободневным и публицистическим содержанием.

    В борьбе с реакционной и либеральной журналистикой отстаивал принципы сатирической революционной поэзии и выступал против враждебных революционно-демократической литературе направлений, отличал истинный характер мнимых заслуг «благонамеренных сотрудников»

    «Явление гласности», 1860;

    «Искатель мест в журнальном мире», 1861;

    «Слово примирения», 1861;

    «Печальный рыцарь тьмы кромешной», 1861;

    «Конский дифирамб», 1862;

    «Ты помнишь ли, читатель благосклонный», 1862.

    Исключительный интерес представляют стихотворения, направленные против теоретиков и представителей «чистого искусства»

    «Древо», 1859;

    «Возрожденный Панглосс», 1860;

    «Морозные стихотворения», 1861.

    Центральное место в творчестве Курочкина занимало разоблачение самодержавно-крепостнического строя. В программном стихотворении «Я не поэт...» (1859) он писал о гражданском и патриотическом назначении поэзии, о служении народу, что сближало его с Рылеевым и Некрасовым. Конкретно указывая на реакционную деятельность царских сановников, на власть церкви и бесчинства «Навуходоносоров» и «царей Додонов» в «царстве орлином», Василий Степанович объяснял своему современнику, что все это порождено самодержавием («Двуглавый орел», 1857) и что революционные преобразования в России необходимы и неизбежны («Тик-так! Тик-так!», 1863).

    В дореформенных стихотворениях Курочкин дал яркую картину жизни бесчинствующих крепостников и обездоленного крестьянства

    («Рассказ няни», 1855, опубликован в 1869;

    «Счастливец», 1857), а в пореформенное время писал, что жизнь многомиллионного крестьянства не улучшилась и что остались в силе пережитки «барства и холопства»

    («Затишье», 1865,

    «Письмо об России», 1862).

    Поэт справедливо полагал, что жалкие полукрепостнические реформы не могут коренным образом воздействовать на преобразование России.

    Широкое освещение в поэзии Курочкина получила критика либерализма. Поэт показал идейное родство либералов с реакционерами и высмеял обывательскую и предательскую сущность русского либерализма

    («На масленице», 1865;

    «Чистосердечное признание одного из многих», 1866).

    В остро-сатирических стихотворениях Василий Степанович ярко изобразил взяточничество и казнокрадство, карьеризм и низкопоклонство и типические явления, свойственные чиновничьему миру царской России

    («Жалоба чиновника», 1859;

    «Идеальная ревизия», 1860).

    В ряде стихотворений поэтом разоблачалась деятельность акционерных обществ, банкиров, откупщиков и др. представителей капиталистического хищничества

    («Турнир в Пассаже», 1859;

    «Годовщина общего собрания», 1861;

    «Во всех ты, душенька, нарядах хороша», 1871).

    Большое значение имеет созданный Курочкиным образ разночинца-труженика. В стихотворениях этого рода дан собирательный образ разночинца, который, несмотря на все превратности жизни, не утерял собственного достоинства и веры в свои силы, осознал несправедливость общественного строя и убежден в необходимости его изменения

    («Мудрость бедняка», 1859;

    «Завещание», 1865).

    Поэт разделял ненависть своего героя к эксплуататорам и ко всему, что порождало неравенство, утверждал его право на труд, свободный от волчьих законов капитализма.

    Воссоздает Василий Степанович Курочкин и облик революционных демократов. Он полон симпатии к Герцену и другим революционным эмигрантам («Птицы», 1862), является убежденным защитником героев романа Чернышевского «Что делать?» (фельетон «Проницательные читатели», 1863), уверен в непреклонности и неодолимости революционных сил трудового народа («Н. В. Максимову», 1858).

    Творческий путь поэта завершается пьесой «Принц Лутоня» (1870-е гг., опубликован в 1880). Пьеса насыщена политической сатирой на государственный строй России. В ней исторически правильно показаны последствия реформы 1861. Основная тема пьесы — положение обездоленного крестьянства. В пьесе, как и в ряде других произведений поэта, высказана мысль о неизбежности крестьянской революции и закономерном свержении самодержавия.

    Жанровые и стилевые особенности поэзии Курочкина в основном обусловлены ее сатирическим направлением. В борьбе с устаревшими нормами «чистого искусства» поэт обращался к пародиям и эпиграммам. Сатирическое, пародийное звучание он придавал таким жанрам, как элегия, идиллия, легенда. Активное участие в журнальной борьбе привело Курочкина к жанрам перепева и стихотворного фельетона, отражающим насущные вопросы времени. Характерны для произведений Василия Степановича и широко используемые им образы и приемы устного народного творчества и классической литературы. Большое дарование проявил поэт в использовании ритмического строя русского стихосложения. Творчество К. оказало значительное влияние на развитие русской сатирической литературы.

    Умер 15(27).VIII.1875 г. в Петербурге.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100