Земная жизнь

Пресвятой Богородицы

Дата публикации или обновления 01.05.2015

Земная жизнь Пресвятой Богородицы.

С использованием материалов из книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание Святых Чудотворных Её икон», автор София Снессорева, «Терирем», 2011 г.

Оглавление

  • Учение Православной Церкви о Божией Матери.
  • Рождество Пресвятой Богородицы.
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
  • Обручение Пречистой Девы.
  • Благовещение.
  • Рождество Христово.
  • Обрезание Господне.
  • Поклонение волхвов.
  • Сретение Господне во Храме.
  • Бегство во Египет.
  • Жизнь Святого Семейства по возвращении из Египта.
  • Вступление Господа Иисуса Христа в открытое служение спасению человечества.
  • Матерь Божия при кресте сына и Бога своего.
  • Воскресение Господа Иисуса Христа.
  • Вознесение Господне.
  • Жизнь Пресвятой Богородицы по вознесении Господа Иисуса Христа.
  • Успение Пресвятой Богородицы.
  • Внешний вид и нравственное величие Пресвятой Богородицы.
  • Величие Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно Девы Марии.
  • Учение Православной Церкви о Божией Матери.

    Радуйся, высоте, неудобовосходимая человеческими помыслы.


    Прежде, нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в вечном совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого.

    Как заря искупления, воссияла Пречистая Дева в то время, когда наши прародители, преступив заповедь Творца своего, внимали в страхе и трепете грозному приговору Правосудного Судии; уже в этом приговоре просияло благодатное обетование Его благости к падшим созданиям: «Семя Жены сотрет главу змия», — и это первое из всех Божественных обетовании раскрывалось во всех последующих событиях преобразовательного времени, и всё с большею точностью, по мере приближения предопределенного времени.

    Господь повторял это обетование неоднократно, чтобы приготовить людей к принятию обещанного Спасителя мира; не изгладилось оно из памяти людей и после рассеяния их по лицу земли; за далекие горы и моря они уносили с собою эту отрадную, хотя далекую, надежду.

    Века проходили за веками, исчезали народы, появлялись новые страны, изменялись постановления и обычаи, но вера в Спасителя, грядущего от Пречистой Девы, сохранялась незыблемо. Пять тысячелетий прошло в ожиданиях, и, наконец, в определенное судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли тени Ветхого Завета, и на горизонте вселенной явилась Путеводная Звезда, чтобы привести погибавшее человечество к спасительной пристани.

    Все события Ветхого Завета представляют как бы тень или предызображение новозаветных лиц и событий и имеют предметом своим, главным образом, Спасителя мира — Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Пресвятой Девы.

    Первобытная, девственная земля, не возделанная человеческими трудами, не орошенная дождем, произрастила все разнообразие и великолепие растительной природы и послужила для создания тела первого человека: это является, по мнению святых Отцов, первым указанием на Деву Марию, из Которой благоволил воплотиться Бог Слово. Пречистая Дева, как одушевленный рай, проявила в Себе дивные плоды добродетелей, имела в Себе Господа — «древо жизни, насажденное богоначальнейше, чревоносящи и рождающи», — и в Нем подала людям избавление от вечной смерти и даровала жизнь вечную, как и Сам о Себе Господь Иисус Христос говорил: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день». От Евы, первой согрешившей жены, произошел на землю весь род человеческий, рожденный в страданиях и для страданий; грехопадением Евы введена смерть в мир и человек изгнан из рая.

    Дева Мария принесла миру жизнь вечную в рожденном Ею Богочеловеке и возвратила людям вечное блаженство. Патриарх Ной строил ковчег из негниющего дерева в продолжение ста лет и в этом ковчеге спасся со своим семейством от всемирного потопа; в этом видно ясное предызображение Пречистой Девы Марии, от Которой рождается Христос, предлагающий верное спасение всем верующим в Него и прибегающим под державный покров Его Пречистой Матери. Послепотопный мир населился от Ноя и его детей; христиане, дети Нового Завета, ведут свое начало от Христа, рожденного от Девы Марии. Голубица, выпущенная Ноем из ковчега и принесшая ему масличную ветвь, предызображает Деву Марию, родившую Спасителя мира от потопа греховного и рождением Его возвестившую окончание гнева Божия и совершенный мир на земле.

    Патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором ему показана лествица, основанием утвержденная на земле, вершиною достигавшая неба; Святая Церковь называет Деву Марию лествицею духовною, рожденную от земли и соединившую землю с небом; чрез Нее, как чрез лествицу, сошел на землю Бог и открыл вход в царство небесное всем верным последователям своим, прибегающим к покрову Матери Бога Вышнего.

    Образ Божией Матери видел Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Предызображаемое пламенем и купиною ясно открылось в тайне Девы: купина горит и не сгорает, Дева рождает Свет и пребывает нетленною. По этой причине Св. Церковь неопалимою купиною именует Богоматерь, и нередко Она изображается окруженною огненным сиянием.

    Облачный столп, осенявший днем и озарявший ночью огненным светом израильтян, выведенных Моисеем из Египта, есть указание на Приснодеву Марию, как на светоносное облако, носившее Бога, ведущее людей в землю обетования, в царство небесное, изливающее на них живоносный источник милости и благодати Божией. В Чермном море, пропустившем по сухому дну израильтян и потопившем фараона с его полчищами, видим образ Неискусобрачной Невесты, Которая, чрез непорочное рождение Иисуса Христа, соделалась морем погибели для мысленного, гордого фараона и водами спасения, необоримою стеною для верных, безропотно несущих крест свой за Ее Божественным Сыном.

    Когда израильтяне, странствуя по безводной пустыне, претерпевали жажду от недостатка в воде, Моисей, по повелению Бога, ударил жезлом в каменную гору — и оттуда истекла вода, утолявшая жаждущих; Пресвятая Дева, чрез рождение от Нее Господа нашего Иисуса Христа, явилась источником благодати, утоляющей жажду жизни вечной.

    Плодоносна была Ханаанская земля, обетованная израильтянам; она кипела млеком и медом, по выражению Св. Писания. Пресвятая Дева, произрастившая нам хлеб жизни, есть истинная земля обетованная, из которой течет мед и млеко.

    У израильтян были, по заповеди Божией, отдельные города, в которых могли иметь безопасное убежище неумышленные убийцы. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», пристанище, ограждение, утверждение и священное прибежище.

    Бог питал евреев манною, ниспадавшею с неба; в ковчеге завета был поставлен золотой сосуд, наполненный этим небесным хлебом, и в этом видит Святая Церковь образ Матери Божией. «Христа бо носила еси, — воспевает Ей Св. Церковь, — манну разума, одождившего всем чтущим Тя». В Приснодеве Марии вмещалась манна жизни, Христос, пришедший в мир — грешных спасти и души верующих насытить хлебом бессмертия.

    Скиния Моисеева и храм Соломонов преисполнились славы Господней, как только были освящены: Пресвятая Дева есть пречистый храм Спасов и священное сокровище славы Божией, вместилище Бога невместимого.

    Место, где находился ковчег завета, называлось Святое Святых и было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он входил туда для кропления жертвенною кровью: ясное предызображение Матери Божией, как вместилища воплощенного Слова Божия. «Радуйся, Святая Святых большая», — воспевает Ей Церковь. В кивоте завета, покрытом золотом вне и внутри, вмещались скрижали закона: из кивота святыни Пречистой Девы, позлащенной Духом Святым, явился Сам Господь-Законодатель.

    Сухой жезл Аарона процвел и был положен в ковчеге на память будущим народам: Пресвятая Дева произошла от бесплодных родителей и поистине есть тайный жезл, цвет неувядаемый...

    Воскурение пред Господом фимиама означает возношение молитвы к престолу Всевышнего, потому и золотая кадильница, которая находилась за второю завесою скинии, представляет образ Пресвятой Девы. «Радуйся, кадильнице, золотой сосуд, радуйся, приятное молитвы кадило», — воспевает Ей Святая Церковь, научая нас прибегать к Богородице как усердной заступнице нашей, неусыпаемой молитвеннице об утолении печалей наших.

    Светильник с семью неугасаемыми лампадами, находившийся в скинии, опять образует Пречистую Деву, родившую Истинный Свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир, и освещает вечною жизнию сидящих во тьме и сени смертной.

    Трапеза из негниющего дерева, находившаяся в скинии для возложения на нее в жертву Богу двенадцати хлебов, есть предызображение Приснодевы, которая вмещала в Себе сшедший с небес хлеб — Христа — питающий нас для жизни вечной.

    Медная умывальница, устроенная во дворе скинии для омовения жрецов, прообразует Пречистую Деву, от Которой родился Господь Иисус Христос, открывший всем доступ ко св. крещению, в котором верующие омываются от душевной нечистоты. «Радуйся, бане, омывающая совесть», — воспевает Божией Матери Церковь.

    Израильтяне, по указанию Моисея, приносили в жертву Богу животных без физических недостатков; Пречистая Дева еще трехлетним младенцем была приведена родителями во храм, как чистейшая и всенепорочная жертва. Когда ангел возвестил Гедеону, судье израильскому, волю Божию об избрании его для спасения народа от власти язычников, тогда Гедеон пожелал получить удостоверение, что на то есть благословение Божие, и сам избрал для того знамение: если на руно, положенное им на гумне, ночью сойдет роса, а кругом него земля будет суха, значит, его избрание угодно Богу, — это исполнилось.

    В следующую же ночь, по его же желанию, руно осталось сухим, а земля кругом была покрыта росою. Руно, орошенное росою, прообразует Пречистую Деву, орошенную небесным и божественным дождем, сшедшим на Нее. «Пречистое Твое чрево Гедеон виде, Дево Чистая, в неже, якоже дождь, Слово сошед воплотися Божественным Духом», — воспевает Св. Церковь. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою, и Дева Мария по рождестве Господа, пребыла Девою, между тем как земля увлажилась росою истинной веры во Христа Спасителя.

    Три отрока — Анания, Азария и Мисаил — не устрашились ярости царя Вавилонского и не поклонились твари вместо Творца, за что были ввержены в раскаленную печь и сохранились невредимы силою Всевышнего: это прообразует Деву, зачавшую Зиждителя мира и не опаленную от огня Божества. Как пещь огненная для отроков послужила орудием не истребления, а жизни и обновления, так чрез Пресвятую Деву мир достиг своего обновления.

    Слово вселилось в Деву и, приняв плоть, сохранило Ее нетленною, и это предызображается пророком Ионою, сохранившимся в утробе кита невредимо.

    Все прикровенное в преобразованиях ветхозаветных с большею ясностью раскрывается в пророчествах. Первое предсказание о Божией Матери заключается в обетовании об Искупителе, данном в раю, вслед за грехопадением наших прародителей: «Семя жены сотрет главу змия». Это семя — Господь наш Иисус Христос, рожденный от Девы Марии.

    По мере приближения времени, в которое должен был явиться на землю Искупитель мира, пророчества об этом явлении произносятся все с большею ясностью. Царственный пророк Давид провозгласил многие точные предсказания: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоеях...» Воспевая славу Мессии, он так пророчествует о Пречистой Деве: «Вся слава дщери Царевы внутрь! Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Вся слава дщери Царевы внутрь! Приведутся Царю девы в след Ея, искренним Ея приведутся Тебе».

    Все ветхозаветные пророки провозглашали о великом событии, грядущем в мир чрез Пречистую Деву.

    Величайший из пророков Исайя воскликнул о Ней: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог».

    В Ветхом Завете ясно указано, что Матерь Божия произойдет из рода Давидова, родит Сына безмужно и по рождестве Его пребудет Девою, что Она будет украшена всеми добродетелями и прославлена. Душою, глубоко верующею, преклонимся пред величием Пречистой Девы, Матери Господа нашего Иисуса Христа! Призовем Ее на помощь нашим немощам: мы же, по бессилию своему, не находим слов, чтобы достойно прославить Матерь Бога нашего, Заступницу усердную за нас грешных.

    Далее: Рождество Пресвятой Богородицы.
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100