Испорченные дети

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Испорченные дети.

    Дети набожные, богомольные, послушные, почтительные, приветливые, кроткие, наивные, добросердечные — это ангелы земные; не нарадуешься на них. Недаром во время Своей земной жизни и Господь наш Иисус Христос любил детей, ласкал их, благословлял и ставил в пример взрослым.

    Но все ли дети таковы? Все ли дети таковы хоть бы и у нас? О, к сожалению, нет, далеко нет. Разве у нас мало детей капризных, можно сказать, с самых пеленок? Разве мало у нас таких детей, которые причиняют почти одни только печали отцу и матери? Проснулось дитя — мать приказывает ему встать, умыться и Богу молиться; а оно как будто не слышит слов матери; разве когда отец прикрикнет на него, тогда только оно встрепенется и как будто приступит к делу, и то медленно, нехотя.

    Становится оно на молитву и назад осматривается: нет ли там грозного отца или какой другой грозы. Не видя ничего подобного, оно опять начинает как бы издеваться над своей матерью; мать приказывает делать одно, а у него на уме другое: то оно, как будто нарочно, перевирает слова молитвы, то упрямится поклон положить, то смотрит по сторонам... Дает ему мать чего-нибудь поесть, не нравится ему полученный кусок; ему хочется чего-то другого; оно дуется, не смотрит по-людски, ворчит, а не говорит, упрекает, а не просит.

    Пошлет его куда-нибудь мать, оно не сразу исполнит ее приказание; или прежде наговорит ей кучу неудовольствий, возражений: «Да как я пойду, да я не знаю туда дороги, да я боюсь туда идти», или же прежде поторгуется, что ему дадут за исполнение приказания. А то иной капризник и совсем не послушается приказания матери, убежит куда-нибудь надолго и там играет с подобными себе баловнями, пока не захочется ему есть.

    Украдкой, потихоньку, лисьими шагами подходит он затем к дому и тут всякими неправдами старается увернуться от заслуженного наказания.

    Такие дети, в отлучке из дома родительского и без надзора родителей, от безделья успеют побывать и в чужих огородах, и в чужих садах за лакомыми Фруктами; сумеют они побывать и на высоких деревьях с опасностью для своей жизни, опустошая тут гнезда бедных птичек; успеют они несколько раз в день и искупаться в реке или пруде, тоже с немалой опасностью для себя. Везде успеют они побывать, как бы ища место, где бы испачкаться, изуродовать себя, искалечиться, с опасностью даже погибнуть.

    Бойкими, удалыми бывают такие дети: всякие опасности им нипочем, всякие предостережения, всякие угрозы, а затем и всякие наказания их не трогают. Свою волю они ставят выше всех наставлений и приказаний; они делаются самовольными. Авторитет отца и матери для них мало-помалу падает; тем меньше они уважают и других сторонних людей, будь они почтенны и по своему положению, и по своим старческим сединам.

    Незначительный повод, хотя бы даже и какой-нибудь небольшой природный недостаток кого-либо, вызывает в таких детях грубую нахальную насмешку; не пощадят они и родного отца-матери; они найдут и в своих кровных повод к осуждению и к насмешкам. Такие дети — печаль и позор родителям; такие дети — будущие хамы, достойные кары земной и небесной. Лучше бы и не родиться таким детям. Каким же образом вырастают у нас подобные бесстыдные, испорченные дети? Кто тому бывает причиной? Невозможно тут винить во всем и родителей, потому что в одной семье, у тех же самых родителей, при одних и тех же условиях, одни дети как дети, а другие — кара Божия. Есть много, много еще и неизведанных нами условий порчи детей. Но, несомненно, что порча детей много и главным образом зависит от самих родителей.

    Почему наши дети бывают большей частью и мало набожными, неуважительными, непочтительными, лживыми — словом, беспутными? Не с нас ли они, хотя по временам, брали дурной пример? А если они учились дурному и не от нас, а от других, то не наша ли вина и в том, что мы не устраняли вовремя наших детей от дурных примеров; что мало были внимательны к детям и мало о них заботились под разными предлогами, хотя бы даже под тем предлогом, что заботились о прокормлении семьи и ее обеспечении. Не благоразумнее ли прежде всего заботиться о благовоспитании детей, чем об их материальном обеспечении? Пусть иногда и поголодают дети, пусть они походят иногда и в рубищах, но лишь бы в них сохранился образ Божий, лишь бы они не были самовольными, капризными, ленивыми, непочтительными, беспутными, детьми погибели.

    Будем же, братия, особенно заботиться о добром воспитании наших детей. Не будем щадить для них слов и вразумляющего жезла.

    Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности, — говорит апостол Павел (Евр. 12, И).

    Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его, — говорит и премудрый Соломон (Притч. 13, 25; из поуч. прот. П. Троцкого).

    Далее: К вам, отцы и матери, мое слово!
    В начало

     
    Rambler's Top100