Гордость и тщеславие

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Гордость и тщеславие.

    Тот горд и тщеславен, кто выше всего ценит свои способности и преимущества, кто считает себя лучше других; кто в других видит одно худое, а в себе только хорошее; кто очень строг к другим и снисходителен к себе; кто хочет, чтоб все уважали его, а сам никого не уважает, никому не оказывает почтения, всех презирает, над всеми величается.

    Конечно, есть между нами люди с лучшими против других способностями, больше других разумеющие и порядочнее других ведущие себя, но откуда взялись у нас эти преимущества перед другими?

    Сами ли мы вдохнули в себя разум, вложили в грудь свою сердце? Разумеется, не сами; Бог дает дарования; без благодати Божией мы и мыслить не можем. Так что же и величаться чужим добром?

    Повеличался было Евангельский Фарисей, что он не такой грешник, как мытарь, что он и постится два раза в неделю и дает десятину от всего, что приобретает: и за это приношение Бог осудил Фарисея; а мытарь, который с глубочайшим смирением сознавал себя грешником, был оправдан Богом.

    Возблагодарим Бога, если Он нам дал лучшие против других способности, если помог нам сделать что-либо доброе; но не забудем и того, что кому больше дано, с того больше и потребуется (Лук. 12, 48). В обхождении друг с другом надлежит отдавать взаимное предпочтение, не превозноситься над другими и никогда не полагаться на свои силы и способности.

    Если будем думать, что еще мало знаем, тогда будем заботиться узнать больше; и действительно будем узнавать все более и более: при всем том останется очень и очень многое, чего никогда не узнаем. Был мудрец Сократ, который действительно был умнее своих современников, а и тот говорил про себя, что он лучше всего знает только то, что ничего не знает.

    Святой апостол Павел говорит: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как знать должно (1 Кор. 8, 2). Итак, если кто и много знает, и много делает хорошего, и тогда не величайся ни своими знаниями, ни добрыми делами, а благодари Бога, дающего нам разум, познание и силу к совершению добрых дел. Если будем смиренно думать о своем бессилии, тогда усерднее будем обращаться к Богу с молитвой о помощи и, при помощи Божией, будем и умнее, и добродетельнее.

    Адам и Ева именно из-за гордости утратили свое блаженство. Они захотели сравниться с Богом, по внушению змия-искусителя, и преступили заповедь Божию, запрещавшую им вкушать плоды с древа познания добра и зла. За то были изгнаны из рая и обречены на тяжкий труд, болезни и смерть. Навуходоносор, царь Вавилонский, так много думал о себе, что, выставив свое изображение на поле, повелел совершать поклонение перед этим истуканом, как перед божеством. За это превозношение он лишен был употребления всех способностей человеческих, и семь лет ел траву, как вол.

    Аман, первый вельможа царя персидского, раздраженный на иудеянина Мардохея, который не кланялся перед ним в землю, решился погубить его со всеми его единоплеменниками. Но злая гордость Амана была обличена, и он сам был повешен на той виселице, которую приготовил было для Мардохея (свящ. Н. Успенский).

    Далее: Поучение против корыстолюбия
    В начало

     
    Rambler's Top100