Поучение против

корыстолюбия

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Поучение против корыстолюбия.

    Евангелие в неделю 26-ю по пятидесятнице предлагает нам такую притчу (Лук. 12, 16-21). У одного богача уродилось много хлеба. Так по большей части и бывает на этом свете: у кого много денег, тот еще больше наживает, а у кого житницы полны хлеба, у того так родит нива, так что некуда и сыпать хлеб. — И мысляше в себе: что сотворю? Не знает богач, что и делать, куда девать обильно уродившийся хлеб.

    Однако он придумал, се сотворю: разорю житницы моя и большия созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя... Никому ничего: все себе!.. И реку души моей: душе, имаши многа блага лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися! Чего еще? На много годов достанет всякого имения: поживу в свое удовольствие... Так мечтает богач, но не так судил Бог. Безумие, — сказал Господь, — в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал ecu, кому будут? И рушились все планы богача ненасытного! Не знал он, куда девать излишек хлеба? На что бы лучше: раздать его нищим — тогда награду бы получил от Господа. Святой Тихон говорит: «Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых сторицей приимешь. Давай убо, не бойся: не погибнет данное, верен бо есть Обещавый».

    Но много ли мы видим таких богачей, которые бы жертвовали на украшение церквей, кормили бы нищих, подавали бы от своего имения всем просящим и нуждающимся? Гораздо больше таких богачей, которые разоряют малые свои житницы и большие строят, которые собирают себе, а не в Бога богатеют! Сожаления достойны такие богачи! Они, по слову апостола, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень бо всем злым сребролюбие есть (1 Тим. 6, 9-10).

    Святой Иоанн Златоуст говорит: «Сребролюбие — ужасный зверь, великое зло! Оно сделало Иуду святотатцем и предателем, несмотря на то, что он творил чудеса, находился со Христом, Который не имел где главы преклонить; несмотря на то, что ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд» (Сбор, бесед, стр. 255).

    И еще тот же святитель говорит: «Сребролюбие есть страсть, ужаснейшая из всех страстей. Отселе гробокопатели, раскапывающие могилы, чтобы обобрать покойника, отселе убийцы, отселе войны и битвы, отселе всякое зло» (стр. 256). Медведи и волки, насытившись, отступают от пищи, а сребролюбцы не насыщаются никогда. Они исполнены крайней жестокости и вражды к ближним; ни страха геенны, ни стыда перед людьми, ни милосердия, ни сострадания; но бесстыдство, наглость и презрение ко всему будущему. «Корыстолюбцы внутри демоны, а извне — звери, и даже хуже зверей. Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему, и родному, не стыдясь самой природы» (стр. 571). Вот какими мрачными красками описал святой Иоанн Златоуст жажду богатства — корыстолюбие!

    Послушайте, какое сказание помещено в житии святого Андрея, Христа ради юродивого.

    Один инок исповедовал людей на торжище и собирал деньги. Святой Андрей подошел к нему. Инок, думая, что это какой-нибудь из нищих, сказал ему: «Бог, брате, да помилует тя, не имею бо, что ти дати». Андрей отошел от него и увидел у него на шее обвившегося страшного змия с надписью: «Змий сребролюбия, корень всякому беззаконию».

    Осмотревшись, Андрей увидел двух юношей, между собой спорящих. Один черный с темными очами, другой белый, как свет небесный. Первый говорит: «Мой чернец, потому что волю мою творит: он и немилостив, и сребролюбец, и части с Богом не имеет, но как идолослужитель мне работает». Светлый же юноша говорит: «Нет, он мой, потому что постится и молится, смирен и кроток». При сем послышался голос с неба к светлому ангелу: «Нет тебе части в этом чернеце, оставь его, ибо он работает монете, а не Богу». И тотчас отступил от него ангел, и овладел им дьявол (Царство благод., стр. 281).

    Помните это, братия, и не желайте богатства, не давайте овладевать собой змию сребролюбия. Мы наги явились на этот свет, наги явимся и на тот свет; ничего с собой не возьмем туда, одни дела пойдут с нами! Вот запасти бы побольше добрых-то дел, об этом надо заботиться, а богатства не нужно; Бог с ним. Ведь с ним как раз дойдешь до вечной погибели. Помните, что сказал Спаситель нам в святом Евангелии: «Удобее есть велбуду сквозе иг-лине уши пройти, неже богату в Царствие Божие внити». На что богатство? Было бы чем семейство прокормить и одеть, было бы хоть немного про черный день. Ведь не тот счастлив, кто богат, а тот, кто малым доволен («Воскресенье», 1888 г., № 46).

    Далее: О пьянстве
    В начало

     
    Rambler's Top100