Правильно ли я молюсь?

Дата публикации или обновления 15.04.2016
  • К оглавлению: Газета «Пантелеимоновский Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • В прямом эфире телеканала «Союз» одна телезрительница задала заслуженному профессору МДА А.И. Осипову очень важный вопрос: «Подскажите, как научиться молитве, а то меня не покидает ощущение, что я просто занимаюсь вычитыванием правил. Могу ли я по каким-либо критериям осознать, что делаю неправильно, и избавиться от сомнений?»

    – Не мне отвечать на такие серьёзные вопросы, – сказал в ответ Алексей Ильич. – Поэтому я просто передам некоторые мысли святых отцов.

    Таким первым критерием (я бы назвал его внешним) является степень внимания к тем словам молитвы, которые человек произносит. Если нет внимания, то нет и молитвы, и наши слова превращаются в пустой звук. Это очень серьёзный критерий, о нём говорят все святые отцы и при этом подчёркивают, что без внимания молитва становится не только бесполезной, но часто приносит даже вред. Почему вред?

    Потому, что читающий молитвы без понуждения себя к вниманию, а тем более вычитывающий не только всё «положенное», но и сверх того, начинает расти в своих глазах: какой я молитвенник, а на самом-то деле молитвы нет. И это самое опасное в духовной жизни. Святитель Игнатий писал: «Без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие! Поэтому, – говорит он, – сначала должно произносить слова с крайнею неспешностью, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как в формы».

    Если говорить о внутреннем критерии правильной молитвы, то таковым, по святым отцам, является осознание своей греховности, возрастание чувства покаяния и смирения. Ведь если нет раскаяния в грехах, то что же это за молитва?

    Преподобный Петр Дамаскин указывал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».

    И ещё об одном условии правильной молитвы.

    Если человек привыкает читать молитвы без внимания (а к этому, к сожалению, он легко привыкает), то у него скоро начинает теряться одно из самых основных свойств религиозного состояния – благоговение. Посмотрите, какой скороговоркой, с какой небрежностью нередко вычитывают «Отче наш», например, перед обедом – просто стыдно слушать. Полное впечатление, что обращаются не к Богу, а к какой-то безликой силе! Забываем, что проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иерем. 48:10).

    Итак, внимание, благоговение и сокрушение сердца являются важнейшими состояниями ума и сердца человека, по которым можем судить, молимся мы всё-таки или только вычитываем положенное, скатываясь тем самым в настоящее язычество.

    Таковы основные критерии христианской молитвы.

    Конечно, ни один человек не может сразу научиться молиться так, чтобы всегда сохранять внимание.

    Поэтому важно понуждать себя к вниманию, постоянно возвращая ум к словам молитвы. Тогда он, который сейчас находится в каком-то расслабленном состоянии, постепенно укрепляется и становится способным всё более продолжительное время совершать молитву без рассеяния.

    Для этого святые отцы советуют как можно чаще совершать краткую молитву. И более всего рекомендуют ту, которую можем произносить в любом положении – идём ли, сидим, стоим, лежим, больны ли, здоровы.

    Это – молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

    Эту молитву должен знать каждый христианин. Она краткая, её легко совершать с вниманием, и она является очень хорошим средством приучения ума и сердца к вниманию, покаянию и благоговению».

    Да поможет нам всем в этом милосердный Господь!

    Подготовила Анастасия Мухина


    Газета «Пантелеимоновский Благовест», приходской вестник храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, № 10 (201), сентябрь 2015 г.

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100