Металл в церковном убранстве

Дата публикации или обновления 14.10.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Металл в церковном убранстве:
    традиция, идущая из глубины веков

    Убранству православного храма присущи традиционные материалы. Это металл, дерево, камень.

    Ковка

    Согласно Библии, первым мастером по железу стал один из ближайших потомков праотца Адама - Тувалкаин, который был «ковачём всех орудий из меди и железа» (Быт. 4, 22). Пылающий огонь, раскаленный добела металл, становящийся мягким и податливым, мощные удары тяжелого молота - сама атмосфера кузницы способствовала тому, что с древнейших времен кузнечное ремесло окружено ореолом загадочности и пользуется особым уважением. Из-под кузнечного молота выходили самые необходимые человеку вещи: плуг пахаря, доспехи и оружие воина, предметы быта, подковы для лошадей... Нередко эти изделия искусно украшали - так зародилась художественная ковка.

    Кованые элементы традиционно применялись и в церковном зодчестве - в первую очередь при изготовлении дверей и накупольных крестов. Интереснейший пример такого креста можно увидеть в Димитриевском соборе г. Владимира. Купол храма украшает точная копия исторической реликвии, сам же крест экспонируется внутри собора, являющегося музеем.

    Крест имеет достаточно необычную форму верхняя и нижняя части его равны по длине, так что при взгляде с земли крест может показаться перевернутым. Внизу расположен обращенный рогами вверх полумесяц, три другие стороны креста завершаются кругами, в которые заключены повторяющие его по форме малые кресты.

    Венчает сооружение кованая фигурка голубя. Металлическое полотно креста - прорезное, украшенное узорами в виде фигур птиц и зверей: наблюдается стилистическое единство с каменными орнаментами, украшающими стены собора, - великолепный пример для современных храмостроителей!

    Кресты, увенчанные кованой скульптурой голубя, который, как известно, символизирует Святого Духа, не редкость для древнерусского зодчества. Подобный крест украшал, к примеру, и Софийский собор в Новгороде.

    Художественная ковка широко применяется и в церковном интерьере - паникадила и бра, решетки на солею и подсвечники, двери и оконные решетки... Современные мастера идут и дальше: один из подземных храмов Зачатьевского женского монастыря Москвы украшает кованый иконостас.

    Ковка позволяет придать индивидуальность и изящество даже самым простым предметам - например, дверным ручкам, создать особую атмосферу не только в храме, но и на его территории. Так, на небольшом церковном дворе храма Праведного Иоанна Русского, расположенного на окраине Москвы - в Кунцево, можно увидеть кованые цветочницы и фонари; навес, защищающий вход в подвал, опирается на столбики, перевитые искусно выкованной виноградной лозой, а у юных прихожан неизменно вызывает восторг украшенная той же лозой высокая клетка, в которой живет бойкая белочка. А уж кованые решетки на окнах - неотъемлемая принадлежность многих и многих храмов, монастырей, жилых домов. Не менее важная область применения кованых изделий - создание могильных крестов, надгробий, оградок. Многие монастыри и даже храмы имеют на своей территории некрополи - и как важно, чтобы они были благолепно ухожены!

    Традиционные мотивы ковки: виноградная лоза, цветочный орнамент, трилистник, завиток - в церковном искусстве обретающие особый, сакральный смысл. Трилистник становится символом Святой Троицы, завиток указывает на Вечность Божества.

    Литье

    Помимо ковки в современном церковном интерьере встречается литье - технология, позволяющая создавать из металла тиражные изделия. Если кованые предметы чаще всего бывают представлены черным металлом или чугуном, придающим интерьеру особое ощущение монументальности, то литье обычно выполняют из цветных металлов: латуни, бронзы и проч. Нередко они имитируют более ценные материалы: золото и серебро, напоминая о Ветхозаветном храме, главной святыней которого был Ковчег Завета с крышкой из чистого золота, осенявшейся чеканными позолоченными изображениями херувимов, или о великолепной Софии Константинопольской, где драгоценные металлы были едва ли не одними из главных строительных материалов. Например, над престолом храма Софии была устроена шатровая сень на четырех серебряных позолоченных колоннах. Над ней висел золотой крест, а над ним - голубь-дарохранительница, также выполненный из золота.

    Литые элементы позволяют сделать в церковном интерьере интересные акценты. Пример нестандартного подхода к делу - храм Спаса Нерукотворного в Усово (Московская обл.) Лаконичный белокаменный иконостас в стиле модерн увенчан литым крестом простой и в то же время необычной формы, неуловимо напоминающим крест Димитриевского собора. Отлиты из металла и царские врата иконостаса, а также диаконские двери. Их ажурная фактура позволяет видеть происходящее в алтаре. Иконы на царских вратах - также металлические, гравированные. Верх алтарной преграды декорирован литыми элементами различной высоты. В технике литья выполнены и многие другие элементы убранства храма - от традиционных паникадил до весьма необычного бака для святой воды - каменного, с хрустальной крышкой, украшенной металлическим переплетом и венчающим сооружение крестом с подвесками из горного хрусталя.

    В музее Николаевского монастыря г. Верхотурья хранятся элементы литых чугунных полов - под такими полами проводились каналы отопления, по которым шел горячий воздух от печей. Металл позволял помещению прогреться и надолго сохранить тепло - в русских храмах модная ныне технология теплых полов применялась с давних времен... Подобный пол можно увидеть и в старинном Крестовоздвиженском храме поселка Палех.

    Чеканка и гальванопластика

    Еще одна технология, с давних времен применяемая мастерами по металлу и позволяющая создавать великолепные элементы церковного убранства, - чеканка. Чаще всего ее используют при работе с цветным металлом - серебром, латунью и т.п. Чеканные узоры украшают раки и ковчеги для святых мощей, оклады икон, священные сосуды... Иконостасы покрывают басмой – тонкими пластинами металла, рисунок на который нанесен с помощью чекана-матрицы.

    В музеях можно увидеть навершия хоругвей, выполненные из просечного металла - данная техника отличается от чеканки лишь тем, что узор на изделии составляется из отверстий. Рассмотрим одно из таких наверший, относящееся к XVIII столетию. Композиция, увенчанная крестом, включает и фигуры ангелов, и герб Российской империи - двуглавого орла. Основное полотно составлено из переплетающихся стеблей и листьев, при внимательном взгляде на которые глаз начинает различать многократно повторяющийся силуэт церковного купола.

    Создавать из металла высокохудожественные изделия позволяет и метод гальванопластики. С его помощью выполняют, в частности, объемные барельефы и скульптуры, важное место среди которых занимают иконы.

    Объемные образа украшают фасады храмов, святые врата монастырей, рельефы позволяют декорировать мощные входные двери. Пример такой работы - святые врата Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде. Еще одна область, в которой традиционно применяется технология гальванопластики, - создание рак для мощей, которые обычно украшают рельефными изображениями святых. А о применении гальванопластики в создании риз для образов, иконостасов и богослужебной утвари мы с вами еще поговорим в другой статье.

    Прочность, долговечность, красота - эти качества позволяют с уверенностью говорить, что применение металла в церковном искусстве имеет большое будущее, какие бы новые материалы ни изобретал наш век.


    Елена Вишковская

    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 42 (весна 2014 г.) издательства «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос