Шуя

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Города

  • Малые города России... Тихие, уютные, с богатой историей и неповторимой архитектурой. Среди них старинный город Шуя. Он расположен на живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы. Любопытны предания об этом городе, "что он есть один из самых древних городов и был некогда Столицею Белой России, и что само слово Шуя на сарматском языке значит Столица". Древнее поселение на месте Шуи основали, вероятно, угро-финские племена чудь и меря; и название его может происходить от финского слова "суо" – болото, озеро, болотистая местность. Согласно другой версии, наименование восходит к древнеславянскому "ошую", т.е. "слева", "по левую руку" (в данном случае "на левом берегу").

    Первое документальное свидетельство о Шуе относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разоренных казанским ханом Сафа-Гиреем. Однако есть основания предполагать, что город существовал уже в середине XIV века в составе Суздальско-Нижегородского княжества.

    С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведет свое начало от Василия Кирдяпы – одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский – последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых.

    Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне окрестность Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы, принадлежавшие князю И.И. Шуйскому, князю Д.М. Пожарскому и др.

    Внимание царствующих особ к нашему городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил ее в числе других 19 городов в состав опричнины (1565-1572 гг.), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Федору.

    В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Петр I. Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне – чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Петр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своем месте в Воскресенском храме.

    В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.

    Побывал в Шуе и еще один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В.А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан – богатейших купцов Посылиных и Киселевых.

    Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы – в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании, привозившей товары из Архангельска. В это же время Шуя славилась ярмарками.

    В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделенный на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард – символ губернского города Владимира; в нижней части – "на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы".

    Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли "шубником".

    С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины XVIII века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу XVIII века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы - династия Киселевых - были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Киселевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных.

    Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г. "Этот купеческий дом в Шуе искони богатый, расчетливый и настойчивый в исполнении задуманных предприятий, имеет все средства вещественные и невещественные, чтоб сделать свою прядильную фабрику одним из первых заведений в государстве", – так русский писатель Дмитрий Шелехов в середине XIX века отзывался о тех, кто стоял у истоков шуйской текстильной промышленности.

    Константин Дмитриевич Бальмонт Шуйское купечество сыграло важную роль в благоустройстве и создании архитектурного облика города.

    Силуэт Шуи определяли храмы.

    К 1917 г. в города было 20 церквей.

    Шедевром русского зодчества первой половины XIX в. по праву считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней – первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов.

    В 1891 г. на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта М.А. Павлова.

    С 1991 г. Воскресенский собор в Шуе является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря - шуйской православной обители, известной с 1425 г.

    Шуя всегда была связана с российской культурой. Шуйское духовное училище, одно из старейших в России, закончил Иван Владимирович Цветаев, создатель московского Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина, знаменитая "Волхонка", отец выдающейся поэтессы "серебряного века" Марины Цветаевой). Шуя – родина Константина Бальмонта, замечательного лирика, "стихийного гения" русской поэзии, который по праву считается зачинателем русского символизма.

    В шуйской земле покоятся все предки поэта, здесь сохраняются в неизменном историко-культурном ландшафте XIX - начала XX века дом поэта, здания гимназий, где он учился и другие мемориальные места (парк, территория усадьбы родителей и т.д.).

    История шуйской земли находит свое отражение в богатой коллекции Шуйского историко-художественного и мемориального музея.

    В начало

     
    Rambler's Top100