Воскресенский собор в Шуе

Дата публикации или обновления 04.11.2021

Воскресенский собор города Шуя.

Воскресенский собор города Шуя.

Адрес Воскресенского собора в Шуе: 155900, Ивановская область, город Шуя, Зеленая площадь, дом 4.

Богослужения совершаются ежедневно.

Начало вечернего богослужения в 16:30.

Божественная Литургия совершается по будням в 8:00, по воскресным и праздничным дням в 6:00 и 9:00.


С использованием материалов из книги «Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери», издательства «Троицкая школа» и «Ладан», Санкт-Петербург - Шуя, 2007 г.

Город Шуя

В древней Владимиро-Суздальской земле, недалеко от города Иваново-Вознесенск, нынешнего Иванова расположен старинный город Шуя. Отчего получил он свое на теперешний слух диковинное имя, об этом много было разных толков и предположений у досужих ученых мужей прошлого. Один из них считал даже, что на сарматском языке слово «шуя» означает столицу или Престольный Град, что Шуя якобы являлась одним из самых древних городов на территории Руси и была столицей Белой России. Как ни лестно было бы такое легендарное предание для города, однако, скорее всего, имя свое он заимствовал от живописного и высокого левого берега реки Тезы, на котором в прежние времена был построен. Левый по старославянски звучит как «шуий», отчего и городок стал прозываться Шуя.

Как и многие другие русские города, немало видел он на своем веку скорбей и разорений. Огонь пожаров и войн безвозвратно уничтожал вместе с городами и селами и сами сведения об их существовании, и потому первое письменное упоминание о Шуе относится уже к 15 39 году. В этом году она была разорена татарами во время набега казанского хана Сафа-Гирея. Хотя теперь от этого года первого летописного упоминания принято вести отсчет возраста города, но ясно, что в действительности Шуя много старше и настоящий год ее рождения следует искать где-нибудь в XV, а то и в XIV столетии.

Прошел всего лишь десяток лет после упомянутого набега казанцев, и Шуя, как видно успевшая уже оправиться после недавнего разорения, собирает один из передовых полков для похода на Казань Грозного самодержца Иоанна. В это царствование город вообще отмечен каким-то особенным монаршим вниманием. Так, когда Иван Васильевич Грозный задумал учредить опричнину, то в числе девятнадцати городов была выбрана и Шуя, в то время, казалось бы, неприметная и небольшая. Тем не менее, она вошла в число опричных земель вместе с такими значительными в то время городами, как, например, Вологда и Новгород.

А в духовной грамоте Ивана Васильевича, составленной в 1572 году, говорится: «...а сына своего Федора благословляю крест золотой с мощми Ивановской Грязнова. Даю ему город Суздаль, Шую, Кострому...» — и далее перечисляется ряд прочих городов, замыкаемый Ярославлем.

Вошла в историю Шуя и благодаря близости к представителям еще одной царской династии, хотя и весьма недолго обладавшей престолом, которой она даже составила памятное имя. В 160б году, после убийства Лжедмитрия I, на царство был возведен боярин Василий Иванович Шуйский, потомок в пятом колене первого князя Шуйского — Василия Юрьевича, внука Суздальского князя Василия Кирдяпы (ум. 1403).

В том же году новый самодержец пожаловал своему родовому городу уставную грамоту, написанную на имя всех шуян. Благодарные жители города и в напастях Смутного времени хранили верность русскому государю, хоть и поплатились за это разорением. В 1608 году жители Шуи отказались присягнуть на верность Тушинскому вору, оказав сопротивление полякам и изменникам силами собранного под начальством боярина Феодора Ивановича Шереметева ополчения, «и билися с ними на смерть».

Но и после того немногим уцелевшим жителям не раз еще приходилось слышать топот вражьих коней и видеть на своей земле лихих наездников, алчных до их и без того разграбленного скромного стяжания. Едва ли не каждый год этих смутных лет Шуя подвергалась опустошительным набегам враждебных литовцев, казаков, черкесов и русских «воров», особенно бедственный из коих в 1619 году превратил Шую в развалины и пепелище.

Не меньше врагов губило имущество и жизни горожан несчастье, бывшее бичом деревянных городков русского средневековья. Прошло лишь десять лет с последнего разорения, и в 1629 году пожар уничтожил тридцать два двора из бывших в то время в городе ста пятидесяти четырех. В 1640 году случился пожар еще более сильный, во время которого сгорело восемьдесят два двора, и еще сорок два было разломано при тушении пожара.

Сгорели церкви Воздвижения и Борисоглебская с книгами и образами, приказной, губной и гостиный дворы с товарами, кабак, таможня, тюрьма и богадельня. Как писали шуяне в своей челобитной царю:«... и от того, Государь, пожару мы разорились до конца и разбрелись кормитца по миру».

Впрочем, «до конца» город все же не разорился, но после каждого очередного татарского или литовского разбойного нападения вновь отстраивал из пепла свои улочки и дворы, наполняя их торговцами и ремесленниками, служилым да тягловым народом. Вновь заводился здесь тороватый купец, налаживал дело, считал барыши, и лучше против прежнего становился городок с каждым годом, до нового разорения, пожара или другой какой напасти.

Как и всякий русский город прежних времен, главным украшением своим почитала Шуя благолепные храмы и монастыри. И вот один за другим поднимали свои главы Крестовоздвиженский, Покровский, Спасский и Ильинский храмы, Троицкий и Всехсвятский монастыри. Но самым дорогим для жителей Шуи был и, наверное, остается старинный Воскресенский собор, история которого непосредственно связана с явлением чудотворного Шуйско-Смоленского образа Пресвятой Богородицы.

Оглавление

  • Шуйско-Смоленский образ Пресвятой Богородицы.
  • История Воскресенского собора.
  • Воскресенский собор и события 1922 года в Шуе.
  • Письмо Ленина. Кампания по изъятию ценностей.
  • Аресты в Шуе.
  • Последующая судьба Воскресенского собора.
  • Фаинушка.
  • Из летописи Воскресенского собора.

  • Далее: Шуйско-Смоленский образ Пресвятой Богородицы.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос