Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове после революции

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • К оглавлению: Благословение преподобного Сергия.

  • Когда небо над православной Русью заволокли глухие тучи безбожья, наш храм оказался на краю гибели. В 1929 году была подписана директива, определившая религиозные организации главной легальной контрреволюционной силой и тем объявившая войну Русской Православной Церкви. Закрывались, а затем сносились самые древние и известные храмы Москвы. Осенью в 1929 году был закрыт последний храм Симонова монастыря, а уже в январе 1930 года были взорваны пять из шести его церквей, Сторожевая и Тайнинская башни и практически вся монастырская стена. До наших дней достояла только южная часть стены - на ее полное уничтожение просто недостало средств. Не спасла монастырь от физического разрушения даже организация в 1925 году в нем светского музея оборонного зодчества, с тем основанием, что это был самый мощный в Москве монастырь-крепость. Его колокольня - самая высокая в Москве - строилась К. А. Тоном так, чтобы в архитектурном созвучии с колокольней Ивана Великого связать воедино всю расстроившуюся в XIX веке первую столицу.

    Однако, если судить по утратам того периода, именно исторические и эстетические достоинства определяли направленность разрушающей силы. Приходской Богородицерождественский храм должна была постигнуть та же участь, тем более что к тому были практические резоны - расширение завода «Динамо». Михаил Борисович Поспелов, писатель и публицист, внук расстрелянного ЧК осенью 1918 года выдающегося общественного деятеля и журналиста М. О. Меньшикова, обнаружил в материалах, посвященных истории завода, свидетельства, очень характерные для официальной атмосферы тех времен: «Осенью 1917 года, руководствуясь ленинскими указаниями, большевики Москвы развернули широкую подготовку к вооруженной борьбе за власть. Внушительной силой под знаменем партии выступили пролетарии Симоновки. "Теперь большевистский", - с гордостью сообщила о заводе "Динамо" газета "Социал-демократ" в сентябре 1917 года... В ноябре 1929 года партийный комитет завода "Динамо" обратился в Моссовет с просьбой о расширении своей территории. Городские власти быстро рассмотрели ходатайство динамовцев о закрытии церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове и подтвердили решение Пролетарского райкома партии. Церковь была закрыта».

    Настоятеля храма, отца Сергия Румянцева (1870-1933) выселили из церковного дома.

    Первоначально предполагалось снести храм со всеми прилегавшими строениями. Трудно сказать, какие аргументы против сноса возобладали в умах начальствующих - скорее всего, экономические -но факт тот, что стены древнего храма сохранили, трапезную надстроили, барабан и главу снесли, а колокольню разобрали, поскольку она мешала железнодорожной ветке. Северный и западный фасады храма закрыли пристройки, и храм как архитектурное сооружение перестал существовать.

    Что касается внутреннего убранства храма, то о его судьбе известно очень мало. Замечательная сень каслинского литья исчезла бесследно, видимо, в самом начале храмовых разрушений. По некоторым данным, она была сдана за копейки как металлический лом. Есть сведения, что в некоторых московских и подмосковных музеях хранятся отдельные части резного иконостаса храма Рождества Пресвятой Богородицы.

    В частности, портал с царскими вратами хранится в музее «Коломенское». Совершенно удивительным образом сохранилась стенная живопись храма, выполненная в XIX веке палехскими мастерами по более древним образцам. Когда в 1980 году начинались реставрационные работы по живописи, то предполагалось найти в лучшем случае фрагменты старых росписей. Полная утрата живописи была правилом в судьбе московских храмов, которым взамен уничтожения мерой наказания определяли забвение в облике склада или заводского цеха. Обычно живопись сбивали со всей штукатуркой. Однако оказалось, что под толстыми слоями олифы и белой краски в нашем храме сохранилось до 80% живописи. Было это чьим-то упущением или кто-то надеялся на светлый поворот в судьбе, но так или иначе сейчас, после реставрации, перед нашими глазами - та же живописная история Старого Симонова и те же Евангельские образы, которые произвели столь значительное впечатление на осматривавшего храм Рождества Пресвятой Богородицы в 1900 году нашего Государя Николая Александровича.

    Когда в стенах Богородицерождественского храма разместили компрессоры, ушедшие фундаментами на полутораметровую глубину, а воздухопроводами увязали здание со всеми цехами, тогда наш храм и вовсе растворился в производстве. Даже для многих знатоков Москвы и архитекторов было неожиданным известие, что храм Рождества Богородицы в Старом Симонове не уничтожен до конца. Об этом, говоря о необходимости восстановления исторической памяти, в 1966 году впервые упомянул замечательный русский художник Павел Дмитриевич Корин в статье «Как гражданин России». «На Куликовом поле, - писал он, - решалось будущее России и Европы.

    Русские грудью своей, жизнями тысяч оплатили победу. В те далекие века было завещано помнить павших на поле Куликовом ПОКА СТОИТ РОССИЯ... Пересвет и Ослябя упоминаются в каждой летописи, для множества поколений были они символом доблести, ратной чести». Какими-то неведомыми путями П. Д. Корину удалось даже попасть на территорию закрытого режимного предприятия, каким стал завод «Динамо». В 70—80-е годы XX века слова о храме Рождества Пресвятой Богородицы как памятнике русской воинской славы, об иноках Пересвете и Ослябе - Куликовских героях - уже могли быть услышаны властями. Однако теперь судьба храма-памятника, как его именовали, оказалась увязанной с судьбой большого предприятия.


    Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове
    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове. Современный вид.

    Одиннадцать лет прошло от первого постановления правительства (в 1977 году), предусматривавшего начало возвращения храма на свободу, до открытия доступа к нему в 1988 году. Этот процесс не мог идти просто. Россия опять была в преддверии разломов. С одной стороны, очередной этап модернизации страны с многочисленными грандиозными проектами - от заводов-гигантов до поворота северных рек, с другой - невыносимая духота в атмосфере утраченных иллюзий и неясных идеалов. Судьба храма Рождества Пресвятой Богородицы и места погребения святых Сергеевых учеников была, несомненно, одной из значимых тем общественных дискуссий в те времена. Самые разные деятели культуры, писатели, журналисты, художники выступали в прессе и говорили об этом духовном и историческом памятнике, о его значении для самосознания русского человека.

    Важно отметить, что сопротивление постоянно возникавшим техническим, финансовым и прочим препятствиям в реставрации и высвобождении храма определило чрезвычайно широкий круг людей, сочувствовавших храму и помогавших ему. Помимо журналистов и известных деятелей искусства -М. Б. Поспелова, С. А. Беляева, Ю. М. Лощица, Ю. И. Селезнева, В. Г. Распутина, В. Н. Крупина, В. М. Клыкова и др. -в этом кругу друзей храма оказались и тогдашний глава правительства Н. И. Рыжков, и некоторые чиновники в электротехническом министерстве и даже в заводской администрации. Очевидцы рассказывали, например, что когда причиной остановки реставрационных работ оказалась непоставка агрегата для новой компрессорной станции, строящейся взамен выводимой из храма, то по министерским кабинетам пошел космонавт Виталий Иванович Севастьянов и сумел «сдвинуть» этот вопрос силой своего личного авторитета.

    Завод «Динамо» был одним из ведущих предприятий в электротехнической промышленности страны, а именно в эти годы появились планы его коренной реконструкции. В момент очередного обострения конфликта между интересами развития производства и судьбой восстанавливаемого храма даже прозвучало предложение о передвижке церковных стен на несколько сотен метров в городскую черту. Кому-то показалось, что это разрешит значительную часть проблем.

    Очень примечателен аргумент, прозвучавший тогда на одном из высоких совещаний. На нем тот же В. И. Севастьянов сказал: «В том месте, где хоронят людей, а тем более великих людей, национальных русских героев, их кровь, прах и память, слившиеся с землей, светят в небо. Сердце каждого русского человека чувствует, видит и здесь на земле, и на карте, а тем более из космоса точку планеты, где сконцентрированы наша история, наша слава, наши победы. Эта точка зафиксирована в веках. Святотатство - передвигать надгробье, каковым является церковь, святотатство -располагать заводские постройки над могилами».

    Далее: Возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ст. Симонове.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос