Памятник стоянию за веру

Дата публикации или обновления 05.09.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Храм Новомучеников в Бутове - памятник стоянию за веру

    Много ли в современной России возводится храмов-памятников? И как отразить в церковной архитектуре и убранстве память об историческом событии, которому посвящен храм? Церковь Новомучеников и Исповедников в Бутове - пожалуй, один из лучших примеров такого храма. Архитектура, убранство, росписи составляют гармоничное единство, вновь и вновь говоря о посвящении святыни традиционным для Православной Церкви языком. Наш корреспондент побеседовал с настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой.

    - Храм носит имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских, но его центральный придел посвящен Воскресению Христову. Почему?

    - Это было сделано по благословению Патриарха Алексия II. Святейший ощущал, что вера в Воскресение Христово была тем камнем, на котором устояли новомученики. Правый придел верхнего храма освящен в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских, левый - во имя Патриарха Тихона. В нижнем храме центральный придел посвящен «Державной» иконе Божией Матери, правый - священномученику Серафиму (Чичагову), а левый - святителю Иоанну Шанхайскому, святому Русской Зарубежной Церкви.

    - Почему именно ему?

    - Храм Новомучеников был заложен во время первого визита в Россию главы Русской Православной Церкви за рубежом митрополита Лавра; владыка принял участие в закладке первого камня. Это произошло 15 мая 2004 года, в день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, который тогда совпал с Собором Новомучеников Бутовских. На это богослужение по приглашению Святейшего Патриарха прибыл и митрополит Лавр. Потом мы строили храм - а в это время шли переговоры о воссоединении Русской Церкви.

    И освящение специально приурочили к этому событию - оно произошло через два дня после подписания акта о восстановлении канонического общения внутри Русской Православной Церкви, и возглавили его Патриарх Алексий и митрополит Лавр. Так что этот храм не только памятник новомученикам, но и знак единства Русской Церкви.

    - Облик храма Новомучеников связан с идеей, заложенной в его посвящении? Как он складывался?

    - Поиск внешнего облика храма шел постепенно. Мы понимали, что на месте, где пострадало такое количество наших соотечественников - и многие из них за веру, а 332 ныне прославлены в лике святых, - на этом месте должен стоять храм-памятник, по своему размеру и убранству достойный их подвига. И конечно, небольшой деревянный храм, который в девяностых годах был поставлен на месте захоронения убиенных, по своему масштабу не соответствовал тому, что происходило на этом месте. Потому что здесь, можно сказать без преувеличения, происходили события вселенского порядка.

    - Почему каменный храм находится вне основной территории полигона?

    - Это не совсем так Бутовский полигон - спецзона площадью два квадратных километра, ограждение которой в 1930-х годах проходило вдоль Варшавского шоссе с западной стороны и доходило до деревни Боброво на востоке. В центральной его части было сделано внутреннее ограждение, где производились расстрелы и захоронения, - место, которое сегодня чаще всего именуют полигоном. Рядом с ним находились остатки барской усадьбы, в здании которой располагалась комендатура спецзоны. Около этого здания и построен храм, потому что большое каменное строительство на самой расстрельной территории, несомненно, не только изменило бы ее облик, но и повредило бы захоронениям.

    - Почему храм был построен именно таким - пятишатровым?

    - Когда мы искали образ этого храма, то обращались к разным архитекторам, которые предлагали различные решения: например, возвести церковь по образцу античного пантеона... Но мы искали возможность отразить происшедшее на нашей земле именно в русской традиции. Стали исследовать русскую историю построения храмов-памятников «на крови» - а она очень древняя. Обратили внимание на то, что церкви, возводимые в память о трагических событиях, в частности о войнах, нередко имели шатровую архитектуру.

    Первый, деревянный храм, построенный на месте убиения Царевича Димитрия (он не сохранился до наших дней) был шатровым. Храм Страстей Господних в Александровской слободе, поставленный в память об убиенных в годы опричнины, имеет шатровую архитектуру. Центральный придел храма Спаса-на-Крови на месте убиения императора Александра II - шатровый.

    Многошатровых церквей до наших дней не сохранилось. Есть описание пятишатрового храма, который некогда был в Старице, - но до нас даже не дошло его изображений, только описание в летописи. Наиболее близкий по архитектуре храм, существующий сегодня, - деревянный собор в Кеми, построенный в XVIII столетии. Когда мы остановились на варианте шатрового храма, было предложено расположить боковые шатры не в углах четверика, как боковые главки пятикупольных храмов, а по осям: восток, запад, север, юг. Таким образом, если смотреть сверху, храм имеет форму креста, что напоминает о страданиях, которые совершались на этом месте.

    - Притвор нижнего храма практически представляет собой музей или, лучше сказать, реликварий, где собрано множество вещей, связанных с новомучениками. А мощи новомучеников там есть?

    - На сегодня в России прославлено более 1700 новомучеников и исповедников - и только примерно у пятидесяти из них обретены мощи. Мы либо не знаем, где почивают останки этих святых, либо они находятся в общей могиле и идентифицировать их практически невозможно. Так что мощи большинства новомучеников мы едва ли обретем в силу обстоятельств их смерти и погребения. Но ко времени возведения храма трудами нашей общины был обретен целый ряд святынь. К ним добавлялись и вещи, принесенные родственниками пострадавших. Поэтому нижний храм изначально задумывался как реликварий, где святыни будут доступны для поклонения.

    - Настроение, навеваемое убранством верхнего и нижнего храмов, весьма различно...

    - Мы осознали, что стилистически нижний храм должен быть посвящен переживанию страданий новомучеников, а верхний - прославлению их подвига. Чтобы попасть в нижний храм, надо спуститься по лестнице. Первое, что нас встречает в притворе, - взятые из архивно-следственных дел фотографии пострадавших. Эти снимки делались буквально за несколько дней до расстрела. Там же в двух витринах находятся вещи, которые принадлежали убиенным и которые были извлечены из погребальных рвов в ходе археологических исследований, произведенных по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1997 году.

    Тогда был вскрыт и детально исследован участок одного из погребальных рвов. Мы старались не тревожить тела, все они остались в захоронении, но часть вещей изъяли - некоторые из них и расположены в витринах. Как вы понимаете, мы не можем определить, принадлежали эти вещи новомученикам или другим пострадавшим. В других витринах представлены вещи, принадлежавшие людям, пострадавшим за веру: священномученикам Сергию Кедрову, Сергию Голощапову: евхаристический набор, плащаница, дневники... По стенам нижнего храма размещена 51 икона новомучеников, в Бутове убиенных.

    Они изображены на этих иконах соборно - по дням своей мученической кончины. (Мы празднуем память Бутовских новомучеников 51 день в году - по дням их расстрела.) У нас сначала была идея написать икону каждого бутовского святого, но потом поняли, что у нас просто не хватит стен. Образа расположены в календарном порядке. Если хотите, это наша, Бутовская, минея. Эти иконы мы снимаем со стены в соответствующий день и кладем на центральный аналой как праздничный образ. Над царскими вратами нижнего храма висит икона Спасителя, принадлежавшая священномученику Сергию Кедрову. Здесь, в нижнем храме, мы окружены теми святыми, которые пострадали в этом месте.

    - Работа над росписями верхнего храма идет уже около двух лет. Каков замысел этих росписей?

    - По милости Божией, работа почти завершена. Идея росписи подразумевает, что храм - это, по словам одного из пострадавших здесь священнослужителей, «кусочек рая на земле». Поэтому в орнаментальных украшениях мы использовали изображения райских растений, животных, птиц. И среди этого орнаментального окружения, символизирующего рай, постарались иконографическим способом рассказать о подвиге Церкви, начиная от первых времен и завершая последними. В своде центрального барабана верхнего храма изображен Господь Вседержитель. Образцом иконографии для него стала икона Спасителя, написанная на стене храма Великой Лавры на Афоне.

    Рассматривая стенопись сверху вниз, мы как бы спускаемся по годам истории. В центральном барабане изображены древние праведники, праотцы, пророки. Поскольку центральный придел посвящен Воскресению Христову - в нижней части барабана написаны явления Спасителя ученикам по Его восстании из мертвых. В левом приделе, освященном в честь святителя Тихона, преемника ацостолов, в барабане вы видите эпизоды из их житий, в частности мученическую кончину. В правом приделе в барабане изображены древние мученики и их страдания. А нижняя часть росписи посвящена подвигу новомучеников.

    В приделе Новомучеников на восточной стене - Собор новомучеников и исповедников Российских, а на западной - фреска убиения Царской семьи. Также там можно увидеть другие эпизоды страданий за веру в XX столетии, в частности на Соловках. В левом приделе часть фресок посвящена житию святителя Тихона от его рождения до чудесного обретения мощей, происшедшего благодаря пожару в соборе Донского монастыря.

    Изображения Бутовских новомучеников: ряд из 51 ростовой фигуры - по представителю от каждого дня расстрелов. На арках и на крестовых сводах написаны священномученики, пострадавшие не только в Бутове. Они расположены таким образом, чтобы свидетельствовать, что гонения на Церковь и подвиг стояния за веру происходили не где-то в одном месте, но по всей нашей стране. И те святители, которые совершали свой архиерейский и страдальческий подвиг в южных областях России, изображены в южной части храма, те, кто служил на севере, - в северной.

    Мы видим, что, несмотря на то что в XX веке на этой части земли был Советский Союз, - она осталась Святой Русью.

    - С росписями, посвященными Страстям Христовым, соседствуют изображения новомучеников. В этом есть какой-то особый замысел?

    - Да. В алтарной росписи центрального придела в конхе, конечно же, изображено Воскресение Христово, а в других местах - эпизоды из страданий Спасителя: предательство Иуды, допрос у Пилата, бичевание, распятие, снятие с Креста... В арке, которая примыкает к южной стене, где изображены Страсти Христовы, написаны лики новомучеников, пострадавших самым жестоким образом. Например, святитель Тихон Воронежский, который был распят на царских вратах; святитель Мефодий Петропавловский - он служил в Казахстане и вышел из кафедрального собора в облачении, чтобы утихомирить бушующую толпу солдат, но был исколот штыками, а в одну из ран, из которых лилась кровь, ему вставили напрестольный крест.

    Напротив фрески погребения Спасителя написаны святые, несшие подвиг мироносиц - подвиг незаметного служения Спасителю и Его страданиям. Этот ряд возглавляют преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, с ними соседствует мученица Татиана Гримблит, убиенная на Бутовском полигоне: она всю свою жизнь посвятила служению арестованному духовенству, сама не раз подвергалась репрессиям и наконец была расстреляна... Изображен и священноисповедник Георгий (Седов), который много потрудился, чтобы облегчить страдания священноисповедника Афанасия (Сахарова), и другие.

    Принцип соседства изображений новомучеников с сюжетами из более древней церковной истории, близкими им по духу, прослеживается и в других местах росписи. Например, около фрески убиения Царской семьи в арке написаны русские князья, пострадавшие за веру: благоверный Андрей Боголюбский, святые Борис и Глеб и другие. А близ фрески, изображающей арест патриарха Тихона, - древние святители земли Русской, подвергавшиеся гонениям от властей: святитель Филипп, священномученик Ермоген, преподобномученик Корнилий Псково-Печерский и другие.

    - И написание икон нижнего храма, и роспись верхнего - огромная работа. Кто ее выполнял?

    - То, что происходит здесь, на Бутовском полигоне, совершается водительством Божиим - конечно, осуществляемым через людей. Как участник этих событий, могу сказать, что решения принимаются соборно - в результате обсуждений, зачастую непростых. Большое участие принимает наш благотворитель, раб Божий Олег - воздержусь называть его фамилию. В поиске архитектурного облика храма участвовали несколько архитекторов.

    Первый эскизный проект принадлежит Андрею Сергеевичу Тутунову. Оба его деда умерли в лагерях, поэтому данная тема ему очень близка. Но в силу ряда обстоятельств у него не было возможности разработать проект столь масштабного сооружения. Поэтому проект храма был выполнен Михаилом Юрьевичем Кеслером, который в то время работал в «Арххраме» - организации, которая, в частности, восстанавливала Храм Христа Спасителя.

    Руководитель мастерской «Арххрам» Андрей Николаевич Оболенский тоже очень близко принял к сердцу эту работу и содействовал тому, чтобы проект был осуществлен, - кстати, его родной дед лежит здесь, на Бутовском полигоне. Иконы, украшающие нижний храм, написаны в Московской иконописной мастерской Игорем Дроздиным с соработниками. Роспись верхнего храма осуществлена иконописцем Константином Охотиным и его бригадой.

    Идея этой росписи рождалась совместно, в обсуждении, в котором принимали участие и иконописцы, и священнослужители, и ктитор храма. Конечно, мы не дерзали «водить рукой иконописца».

    - Сложность написания икон новомучеников - в том, что часто приходится разрабатывать иконографию святых, которых никто еще не писал....

    - Да. Как правило, при создании росписи руководствуются уже существующими программами, а то и пытаются копировать древние фрески, так что, как сказал один владыка, многие современные художники, благоукрашающие храмы, - не живописцы, а «живосписцы». К художникам, работавшим в храме Новомучеников, это слово не подходит. Конечно, мы опирались, например, на клейма иконы новомучеников и исповедников Российских. Но в основном роспись этого храма - абсолютно новая работа. А ведь создание образов новомучеников — дело очень непростое. Надо написать канонический лик святого - и при этом добиться, чтобы изображение сохраняло узнаваемость, некие портретные черты. Ситуация осложняется тем, что если не у всех, то у многих из новомучеников остались родственники, некоторые из которых помнят своих святых предков живыми. А если и не видели - у них в сознании сложился некий образ: по фотографиям, по рассказам старших.

    Наглядный пример. Иконописец, профессионал своего дела, написал образ новомученика, - а его сын, увидев его, сказал, что икона совсем не похожа на его отца. А взглянув на образ, выполненный после этого другим мастером, сказал: «Да, это он». Работали оба иконописца по одним и тем же фотографиям. Кстати, бывает, что сохранилось всего одно фото - из следственного дела, и тогда труд иконописца осложняется: трудно понять по снимку остриженного, изможденного человека, как он выглядел в нормальной жизни, какая у него была борода, волосы... Представьте себе, какой труд - написать триста ликов за достаточно короткий временной отрезок. Это колоссальная работа!

    - Разработанная в итоге иконография становится образцом для написания этих святых?

    - К нам обращаются родственники новомучеников, представители храмов, где они служили, - спрашивают, есть ли у нас их иконы. Теперь случается и так: в честь новомучеников крестят детей - и родители, крестные ищут у нас образец изображения небесных покровителей своих чад.

    - Иконостасы храма указывают на его посвящение новомученикам?

    - В них заключена богатая символика: например, крест, встроенный в царские врата нижнего храма. Иконостасы, включая сами иконы и киоты, создали мастера Свято-Троицкого братства г. Щигры. Это была непростая работа. В верхнем храме образа местного ряда весьма интересны: пространство между столпами таково, что надо было писать либо очень узкие, либо широкие иконы. Но как сделать широкими иконы Спасителя и Богородицы? Было найдено необычное решение: вокруг образов Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери разместили клейма, причем написали в этих клеймах эпизоды из житий новомучеников. И получились иконы именно в этот храм - в другом месте они показались бы странными, а здесь - то, что надо.


    С протоиереем Кириллом Каледой бедовала Алина Сергейчук

    Журнал «Церковный благоукраситель» № 40 (осень 2013 г.), издательский дом «Русиздат».

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос