Слово Пастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2015

Ответ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на вопрос в телепередаче «Слово Пастыря».

- Ваше святейшество, Достоевский как-то сказал, что отними у русского человека веру, и будет, как он выразился, дрянь человек. Вот мы и наблюдаем сейчас эту картину – цинизм и безверие охватили огромное количество людей. Но и верующие тоже не отстают. К сожалению не всегда показывают пример благочестия, что злорадно отмечается ярыми безбожниками. Поэтому положение церкви при всем внешнем благополучии внушает тревогу.

- Я бы хотел, отвечая на Ваш вопрос, сказать вот о чем. И провести вот какую аналогию.

Церковь является общиной исцеления. Почему? А потому что Господь Иисус Христос не только учил, что продолжает делать церковь, осуществляя Его служение в истории. Господь Иисус Христос исцелял, и не только больных физически, но и душевно больных, одержимых бесами. И Церковь продолжает служение исцеления. Не здоровые имеют нужду во враче, а больные - сказал Господь.

А теперь давайте переведем эту хорошо известную евангельскую тему в реальность церковной жизни. Если Церковь есть община исцеления , то в нее приходят люди какие? Здоровые или больные? Ответ очевиден – больные люди. А вообще, существуют у нас абсолютно здоровые? Таких людей нет. Потому что если человек физически здоров, умственно здоров, то наверняка есть какое-то внутреннее расстройство в его нравственной природе, в его духовном облике.

И Церковь, являясь общиной исцеления, где исцеление подается силой Святаго Духа, окормляет всех этих людей. Вот аналогия, о которой я уже сказал. Если Церковь есть община исцеления, то видимым образом в этой аналогии в нашей жизни мог бы быть пример больницы. Не санатория, где ходят выздоровевшие люди по красивым аллеям парка, наслаждаются жизнью, радуются своему исцелению, а больнице следует уподобить Церковь. Приемному покою, куда привозят людей с переломанными конечностями, истекающими кровью, от которых и запах, и внешне так все неприглядно и отталкивающе.

Церковь можно сравнить с больничными палатами, переполненными людьми, где скорбь и страдания налицо. С операционной, где проливается кровь и в которую не каждый человек зайдет без риска потерять сознание. Вот все то же самое, только в духовной области, происходит в Церкви. В Нее приходят разные люди, грешные, кающиеся, желающие покоя, умиротворения, исцеления.

Те, кто взирает на Церковь со стороны, критикуют Церковь за то, что не все в порядке. Но вот у хирурга, который только что сделал операцию, так измазан кровью халат, столько грязи, так все неприглядно. А уж если хирург сделает ошибку – мы знаем, чем это кончается. Сколько же критики будет на такого доктора? То же самое и Церкви. Взгляд на Церковь со стороны как бы предполагает, что люди, критикующие Церковь, к ней не принадлежат. Они сторонние наблюдатели.

А на самом-то деле чаще всего те, кто критикует, тоже крещеные люди, и тоже со своей болезнью, и тоже со своими проблемами. Вот иногда мы возмущается и говорим – как же так! Люди богохульничают, оскорбляют Церковь, бросают на нее тень – а кто это делает? Нередко это делают крещеные люди, то есть тоже духовно больные, тоже нуждающиеся в исцелении. И они – члены Церкви. Хотя, может быть, не каждый это признает. Но если он крещеный, то он член Церкви. В Церкви происходит тайна спасения. Не прогулка по прекрасным аллеям. Тайна и борьба за человеческое спасение. И как много всего тяжелого, неприглядного, может быть, связано с этой духовной бранью.

Иногда обращают к Церкви, особенно к ее служителям, еще вот какую критику. Что, мол, не соответствуете вы идеалу. А разве идеал, особенно христианский идеал, в полной мере может осуществляться в жизни людей, без поправки на человеческую слабость, на греховность? Такого не бывает. Идеалом христианства является Господь Иисус Христос. Но в каждом человеке есть грех, и есть слабость. Мы же не отвергаем помощь врача, если он не в полной мере соответствует врачебному идеалу. Но если он способен помочь?

Вот также происходит и в реальной духовной жизни. Если священнослужитель не в полной мере соответствует идеалу, но способен помочь – идем к нему. И испрашиваем у него помощи, совета. И преклоняем главу свою под его епитрахилью, чтобы получить силой божественной благодати оставление грехов.

Самая большая ошибка и самое большое заблуждение многих критиков это смотреть на Церковь сверху вниз, и со стороны. И подмечая некое несовершенство, на этих самых своих наблюдениях строить сокрушительную критику не только Церкви, но и самой Веры.

До скончания века Церковь борющаяся, как говорили святые отцы, Церковь воинствующая, воинствующая с грехом, будет осуществлять свое служение. Никогда это не будет простым и комфортным делом. Всегда это будет сопровождаться борьбой. И совершать в Церкви эту борьбу за человеческое спасение мы будем все, как все в прошлом, и все в будущем, причастны этому великому действию, спасению человеческой души. И духовенство, и верующие люди.

И важно, чтобы те, кто со стороны смотрит, осознали и свою сопричастность и как можно быстрее пришли в храм божий. И позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника, в великом деле духовного спасения рода человеческого, которое совершается в Церкви и через Церковь божественной силой.

Телепередача «Слово Пастыря», ОРТ, 16.06.2012.

В начало

336x280
Православный интернет-магазин
 
Rambler's Top100