Иерусалим,

Храм Гроба Господня

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Израиль.
  • Храм Гроба Господня

    Храм Гроба Господня (храм Воскресения) - главная святыня христиан всего мира, архитектурный комплекс, включающий множество часовен, престолов и алтарей (всего 49). По традиции считается, что здесь была Голгофа (относительно ее местонахождения есть другие версии), где распяли Христа. Евангелисты точное местонахождение Голгофы не указывают. «И пришли на место, называемое Голгофа, что значит «лобное место», дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не захотел пить» (Матф. 27:33-34).

    Израиль, Иерусалим. Храм Гроба Господня.
    Храм Гроба Господня.

    Римский император Андриан (119-138) в 136 г. приказал построить на Голгофе форум и Капитолий с храмами Венеры и Юпитера. В IV в. при византийском императоре Константине христианство стало государственной религией, и по поручению императрицы Елены, матери Константина, на Святую Землю отправились первые исследователи, стремившиеся установить местонахождение Голгофы. Епископ Иерусалимский Макарий приказал снести римские храмы, под которыми обнаружили древнее еврейское кладбище. Найдя одну из гробниц, Макарий объявил, что это и есть Гроб Господень.

    Строительство первого храма (арх. Зиновий и Евстахий) завершилось в 335 г. По свидетельству Евсевия Кесарийского («Житие Константина», 4.43-47), в том же году он был торжественно освящен в присутствии императора. Храм состоял из трех частей: Анастасис (ротонда), сад Иосифа Аримафейского (открытый двор, где находилась Голгофа) и базилика (Мартириум). В 336 г. храм посетили участники собора в Тире, в честь его освящения был установлен ежегодный праздник Воскресения Словущего. В 614 г. храм разрушили персы. В 629 г. Иерусалим отвоевал византийский император Ираклий, который сам, в ознаменование праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 629 г. восстановил Св. Крест на Голгофе. В том же году игумен монастыря Св. Феодосия Модест поднял храм из руин. В 636 г. Иерусалим захватили арабы-мусульмане, но богослужение не прерывалось, что было подтверждено охранной грамотой (637), Данной халифом Омаром ибн-Хат-табом Иерусалимскому патриарху Софронию.

    В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр-Илла (996-1021), сын христианки, приказал разрушить храм - тогда же была уничтожена гробница, которую нашли при Константине. В 1048 г. византийский император Константин IX Мономах (1042-1055) вновь отстроил храм. В 1099 г. крестоносцы частично его перестроили. В таком виде он просуществовал до начала XIX в. В 1808 г. в храме вспыхнул сильный пожар, о причинах которого до сих пор спорят представители разных христианских конфессий, обвиняя друг друга в стремлении захватить святыню. После этого пожара, уничтожившего купол, Россия заплатила 2,5 млн. руб. за право ремонта и еще около 2 млн. за ремонт, поручив его греческому архитектору Комненосу, которого многие обвиняют в отсутствии вкуса и нарушении исторического облика Кувуклии.

    Из-за постоянных конфликтов сначала христиан с мусульманами, а потом различных христианских церквей между собой, ключи от храма Гроба Господня хранятся у представителей двух мусульманских семейств - Нусейба и Джуди. Такой порядок установил в 638 г. халиф Омар, а затем подтвердили все другие мусульманские правители, в том числе турки, признавшие порядок владения ключами «твердым и постоянным». Джуди получили почетное право хранить ключи, а Нусейба - совершать ритуал открывания и закрывания дверей. В настоящее время оба семейства платят сторожу-мусульманину, дежурящему в храме, чтобы он открывал двери утром и закрывал вечером. Каждый день здесь совершаются 3 литургии: православная, армянская, католическая.

    Перед фасадом храма расположен атриум. В период крестоносцев он был окружен с трех сторон колоннадой, фрагменты колонн можно увидеть и сейчас. Фасад сохраняет черты романского стиля. По замыслу архитекторов, входа было два, однако второй замуровали в период правления Саладина. Раньше над входами помещались рельефы, изображающие евангельские сцены, но к началу XX в. им угрожало полное разрушение, поэтому в 1927 г. их передали в музей Рокфеллера. У обоих порталов по три колонны с каждой стороны, на которые опираются арки. Одна колонна (слева от входа) повреждена. По поводу происхождения трещины существует легенда, особенно чтимая православными: в 1579 г. в Великую субботу армяне уговорили турецких правителей не пускать православных греков в Кувуклию, где ежегодно свершается чудо схождения Благодатного огня, а пустить туда только представителей Армянской церкви. Греки во главе с патриархом толпились на улице, и тогда Благодатный огонь сошел вне храма, повредив колонну, а армяне остались ни с чем.

    Израиль, Иерусалим. Расколовшаяся колонна, по которой сошел благодатный огонь в 1579 году.
    Расколовшаяся колонна, по которой сошел благодатный огонь в 1579 году.

    Над арками, во втором ярусе фасада, два больших готических окна, выше круглый барабан с частыми окнами, поддерживающий купол с крестом. На дверных перемычках у входа изображены: слева - воскрешение Лазаря, справа - ветви с листвой и разными плодами.

    В центральном притворе храма находится камень Помазания. Согласно Евангелию, Иосиф Аримафейский и Никодим положили сюда тело Христа для его умащения миром: «После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Иоанн 19:38-40). Правда, иудеи так не погребают: перед похоронами тело покойного омывают водой, а не благовониями. Священный камень прикрыт плитой, на которой с четырех сторон написано: «благообразный Иосиф с древа снял Пречистое Тело, обвил Его пеленами с благовониями и положил Его в новую Гробницу».

    Рядом стояли Дева Мария, Мария Клеопова, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Над камнем Помазания висит балдахин и горят 8 лампад, по числу представленных в храме христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, эфиопов и грузин.

    Слева от камня Помазания на каменном полу - мраморный круг, символизирующий место, на котором стояла Богоматерь, когда умащали тело Христа.

    Справа находится вход на Голгофу, куда ведут две мраморные лестницы (каждая по 17 ступеней, высота около 3 м). Здесь установлен греческий православный алтарь, под ним серебряный диск, указывающий место, на котором стоял Крест. Два черных круга на полу отмечают места крестов двух разбойников.

    Кувуклия (греч. [кувуклион] - покой, опочивальня) - гробница Христа, вокруг которой накануне православной Пасхи собираются паломники со всего мира, ожидая чуда схождения Благодатного огня. Кувуклия увенчана куполом в русском стиле (XIX) и богато украшена. Православные, католики, копты, армяне зажигают здесь лампады - представители каждой конфессии свою. Всего здесь висят 43 лампады - 13 католических, 13 православных, 13 армянских и 4 коптских.

    Над входом в Кувуклию помещено мозаичное изображение Воскресения Христова и мраморная доска, на которой написано по-гречески: «Что вы ищете живого среди мертвых. Его здесь нет: Он воскрес». Притвор Кувуклии называют также приделом Ангела: он символизирует место явления Ангела Женам-Мироносицам. «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда бела как снег» (Матф. 28:2-3). Ныне лишь небольшой кусочек этого камня хранится в мраморном ларце, установленном в середине придела. Вероятнее всего, большой камень был разбит мусульманами в IX в.

    В стенах есть два отверстия, через которые Иерусалимский патриарх в Великую субботу передает Благодатный огонь верующим. Чтобы попасть из придела в Святейшую Гробницу (2 х 1,9 м), нужно нагнуться. Мраморная плита покрывает погребальное ложе, где лежало Тело Христово. Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ Веры на греческом языке. На стене над погребальным ложем помещены три изображения сцены Воскресения: слева - католическое, в центре - православное, справа - армянское. На западной стене - икона Божией Матери.

    С восточной стороны напротив Кувуклии находится Кафоликон - православный храм Воскресения Христова, в котором проводят службы греки. Посредине стоит каменная ваза, которую верующие считают «Пупом земли» (греч. Омфалос) - мистическим центром Вселенной. Здесь, по преданию, Господь создал Адама. Согласно Народной традиции, Ной после потопа захоронил череп Адама на Голгофе, и кровь распятого Христа омыла его, искупив первородный грех. Поэтому на иконах у подножия распятия часто изображают пещеру и в ней череп. Заслуживают внимания также две часовни: Св. равноапостольной царицы Елены и Обретения Св. Животворящего Креста.

    Часовня Св. равноапостольной царицы Елены принадлежит Армянской церкви, построена при крестоносцах (1130). Справа, на стене изображен св. Григорий Просветитель (257-332), первый католикос Армении. Главный алтарь посвящен св. Елене, алтарь слева от него - св. Дисмасу, одному из двух разбойников, распятых вместе с Христом. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лука 23:39-43).

    Из этой часовни можно спуститься вниз, в бывшую каменоломню, где устроена еще одна часовня - Обретения Св. Животворящего Креста. Христианская традиция приписывает заслуги по обнаружению почти всех святынь византийской императрице Елене. По легенде, св. Елена нашла в старой иерусалимской каменоломне три креста (Христа и двух разбойников), табличку и три гвоздя. Алтарь часовни - подарок австрийского эрцгерцога Фердинанда Максимилиана (1832-1867). На том месте, где был обретен крест, установлена мраморная плита.

    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100