Кировский завод

Дата публикации или обновления 26.04.2017
  • К оглавлению: Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга
  • К оглавлению: история Ленинграда

  • Кировский завод (с 1868 до 1922 года - «Путиловский завод», с 1922 по 1934 год - «Красный путиловец») — машиностроительный и металлургический завод, одно из старейших и крупнейших предприятий в СССР.

    Основан в апреле 1801 г.

    До 1824 Кировский завод выпускал главным образом артиллерийские снаряды и предметы обихода, в 1868 на заводе было организовано производство рельсов, с 1873 началось производство паровозов и вагонов.

    Коллектив завода сыграл историческую роль в революционной борьбе русского рабочего класса, в установлении Советской власти и укреплении хозяйственной и оборонной мощи СССР.

    «Не было в истории революционного движения в России такого момента, — указывал С. М. Киров — когда не было бы слышно могучего имени путиловского рабочего. В самые тяжелые, в самые "мрачные времена царской России в стенах "Красного путиловца" ни разу не потухало революционное пламя. И как только раздвигались жестокие застенки царизма, первые призывные революционные песни шли из этих исторических стен "Красного путиловца"».

    После 1895 на заводе был создан рабочий кружок, который играл ведущую роль в революционном движении рабочих на предприятиях за Нарвской заставой.

    В апреле 1896 в пушечную мастерскую поступил токарем М. И. Калинин.

    С 1898 он являлся руководителем путиловской социал-демократической организации — Центральной группы Нарвской заставы.

    Станок, на котором работал М. И. Калинин, установлен в механическом цехе.

    Над станком портрет М. И. Калинина и мемориальная надпись: «Здесь с апреля 1896 года по июль 1899 года работал Михаил Иванович Калинин».

    Неоднократно бывал у путиловцев В. И. Ленин. 12 (25) мая 1917 В. И. Ленин, выступая на митинге с участием многих тысяч путиловцев, говорил о земле, о мире, о власти Советов, разоблачал грабительский характер империалистической войны и предательскую роль Временного правительства.

    В ночь с 28 на 29 октября (10 — 11 ноября) В. И. Ленин приезжал на завод как глава Советского правительства.

    Он призвал путиловцев ускорить постройку бронепоезда для обороны Петрограда от белогвардейских банд.

    В память о посещении В. И. Лениным Путиловского завода на стене прокатного цеха установлена мемориальная доска.

    «Красный путиловец» сыграл выдающуюся роль в техническом прогрессе социалистической индустрии, в освоении новых сложнейших изделий, в завоевании и упрочении технико-экономической независимости СССР.

    На заводе впервые в СССР в мае 1924 было начато производства тракторов.

    Завод сыграл видную роль в производстве турбин; первым в стране освоил выпуск пропашников, легковых автомобилей и других машин.

    Во время Великой Отечественной войны завод снабжал фронт оружием и боеприпасами.

    В послевоенные годы завод создал много новых марок стали, цветных сплавов, освоил прокат разных профилей; начали широко применяться новые формы литья черных и цветных металлов, профильный холодный прокат, выпускаются крупные поковки валов, дисков и др.

    Завод продолжает совершенствовать производство энергетических машин.

    Освоено производство машин, требующих большой точности.

    В 1926 в связи с 125-летием завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    17 декабря 1934 ему присвоено название «Кировский завод».

    В 1939 завод награжден орденом Ленина; в апреле 1940 — орденом Красного Знамени.

    В апреле 1951 в связи с 150-летнем Кировский завод награжден вторым орденом Ленина.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100