Сияние храма – образ Царствия Небесного

Дата публикации или обновления 01.09.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Каким должен быть церковный интерьер? Роскошным, сияющим золотом или более сдержанным и аскетичным? Думается, здесь не может быть категоричного ответа. Православный храм говорит верующему сердцу о Царствии Небесном и пути к нему, о подвиге святых и судьбах Отечества... Каждый храм неповторим; при единстве языка православной символики и канонов у каждого собора, церкви, часовни - свой голос.

    Убранство собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы Курской Коренной пустыни поражает обилием света, золотым сиянием и в то же время легкостью, ажурностью. Силуэт иконостаса очень динамичен - словно языки светлого пламени взметнулись к небесам. Это достигнуто благодаря необычному решению: киоты верхнего яруса имеют разные размеры, причем большие чередуются с меньшими.

    Динамичны и фигуры святых на иконах, и голубь, украшающий царские врата. Все говорит об устремленности к Богу, от мира дольнего - горе, и о сиянии Божественной благодати, которая встречает обращающихся к Небесному Отцу и озаряет их через молитву и Таинства Церкви. Прозрачная ажурность резьбы царских врат создает особый эффект: золотой свет как бы льется на молящихся из алтаря, иллюстрируя слова церковного песнопения: «Свете тихий святыя славы...». Это впечатление усиливает композиция, венчающая царские врата: нисходящий сверху голубь - символ Святого Духа - окружен искусно вырезанными золотыми лучами. Навстречу им от врат тянутся украшенные цветами лозы - образ человеческих душ, обращающихся к Богу и украшающих себя добродетелями.

    В своем стремлении они опираются на крест...

    Интерьер храма Курской Коренной пустыни по праву считают одной из лучших работ Свято-Троицкого братства города Щигры. Убранство собора Курской Коренной пустыни напоминает нам о величии Российской империи и говорит о непреходящей славе Православия. В годы, когда храмы были ограблены и лишены внешнего благолепия, они невидимо украшались светом Божественной Благодати. Этот свет не оставляет Церковь и сегодня, не покинет никогда, пока свершается Божественная литургия.

    Красота церковного искусства имеет миссионерское значение: понятным языком она говорит входящим в храм о сиянии Божества. Архиерей во время богослужения символизирует Самого Христа - Главу Церкви, Царя Небесного. Знаки архиерейского достоинства пришли к нам из древней Византии, где они были заимствованы из царского убранства: митра, посох, трон. Архиерейский трон, установленный на горнем месте в алтаре храма Рождества Пресвятой Богородицы, особенно великолепен.

    Подлокотники упираются на скульптурные головы величественных крылатых львов-грифонов, искусно вырезанных из дерева и украшенных сплошной позолотой. Мастерство резчика передало упругую мягкость завитков львиных грив, застывший в скульптуре взмах крыльев. Диковинные животные, как и причудливые стилизованные цветы и растения, напоминают нам о Небесном Иерусалиме. В то же время лев - символ царской власти, и композиция трона создает впечатление мощи, устойчивости, благородства. Быть может, создатели этого произведения церковного искусства вложили в него мечту о возрождении в России дарованной Богом монархии...

    Покаяние

    1949 год. Франкфурт-на-Майне, Германия. К протопресвитеру Русской православной церкви за рубежом отцу Георгию Граббе, находившемуся в городе с чудотворным образом Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы, подошел старик и тихо сказал: - Я был сообщником в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой, в Бога не верил.

    Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке.

    После этого старик со слезами поклонился чудотворной иконе и вышел из храма. К такому финалу привела Пречистая Богородица человека, в 1898 году подложившего «адскую машину» под киот с Ее чудотворным образом. Тогда храм курского Знаменского монастыря подвергся страшным разрушениям: были выворочены тяжелые металлические двери, каменные ступени, повреждены стены, но сам образ остался цел и невредим, даже лампадки, висевшие перед ним, не попадали, хотя динамит был заложен под самый киот. В наши дни находятся новые кощунники, посягающие на святыню православных храмов. Дай Бог, чтобы Господь привел их к покаянию.

    Ту же тему продолжает архиерейское седалище, установленное на специальном возвышении в центре храма. Его украшают львиные головы, ножки выполнены в виде мощных звериных лап. Убранство собора выполнено в едином стиле. Все аналои, киот запрестольного образа, столики в алтаре и другая деревянная утварь разработаны и изготовлены щигровскими мастерами. Сияние золота, изящество резных лоз и цветов, четкость форм и скульптурный объем композиций позволяют любоваться каждой деталью и восхищаться цельностью композиции, а главное - помогают верующим возводить очи души к Богу.

    История иконы Божией Матери «Курская-Коренная»

    Пожалуй, именно здесь, в этом святом месте, и нужна такая торжественность - и в то же время легкость, солнечное сияние убранства, напоминающее о свете Мира Иного. Судьба Курской Коренной пустыни теснейшим образом связана с историей нашей страны. Здесь, на берегу реки Тускари, в XIII столетии была обретена Курская-Коренная икона Пресвятой Богородицы. Пречистая не пожелала, чтобы Ее образ был перенесен из глухого бора в более людное и безопасное место: поставленная в Курске или Рыльске, икона несколько раз чудесным образом вновь оказывалась на месте своего обретения. Времена были не мирные, и налетевший отряд татар, грабивших Курскую землю, увел в плен хранителя иконы - старца-иерея Боголюба.

    Разрушители посягнули и на святой образ: они обложили хворостом часовню, в которой находилась икона, и долго безуспешно пытались ее поджечь. Наконец налетчики додумались забрать из часовни образ - и тут же она заполыхала. Икону рассекли надвое и бросили тут же, в лесу. Так пострадала Курская-Коренная икона от татаро-монгольского ига. Но Пречистая хранила Свой образ. Священник Боголюб был выкуплен из неволи и возвратился на место своих подвигов, нашел части чудотворной иконы, и они, сложенные вместе, дивным образом срослись. Годы спустя на месте пустынной часовни возвели обитель.

    В 1687 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи повелели взять Курскую-Коренную икону в поход против крымских татар, который положил предел их набегам на Русскую землю. А в 1812 году, когда Россия, по выражению современников, противостояла «нашествию дванадесяти языков», жители Курска отправили Кутузову точный список чудотворного образа. Ею обносили полки, воины и сам фельдмаршал усердно молились о даровании победы.

    Настали новые смутные и грозные годы. В 1898 году дерзкие юнцы-террористы попытались взорвать чудотворный образ, находившийся в то время в Знаменском монастыре Курска, но Пречистая сохранила Свою икону невредимой. В 1918 году безбожники вновь покусились на икону: теперь они были не романтическими «борцами с властью», а жестокими и беспринципными правителями. Образ был похищен средь бела дня из собора и ограблен. К счастью, икону не уничтожили, но бросили в забытый колодец, где спустя два месяца ее обрели верующие. В 1920 году икона покинула нашу страну, став главной святыней русских людей в изгнании.


    Алина Сергейчук

    Журнал «Благоукраситель», № 34, лето 2012 г.

    В начало

     
    Rambler's Top100