Народная любовь

Дата публикации или обновления 01.02.2015
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Народная любовь выражается и во внешнем благоукрашении.

    Строительство и благоукрашение храмов, открытие монастырей, потоки паломников, направляющихся на богомолье... В чем причина этих явлений? В государственной воле? Работе печатных изданий? Пожертвованиях богатых людей? Первая причина - благодать Божия, привлекаемая стремлением к Богу и подвигом хотя бы одного человека. Она вдохновляет к благочестию окружающих, выводит из безвестности обители, становится причиной возведения новых храмов и монастырей. И столетия спустя, воздавая почитание угодникам Божиим, украшая связанные с ними святыни, мы приобщаемся этой благодати.

    Каждый год в августе, ко дню памяти святителя Тихона, в Воронеже собирается многолюдный крестный ход, который отправляется в многодневный путь - в Задонский монастырь. По пути молитвенное шествие посещает многие храмы - старинные и вновь возведенные.

    Среди них - церковь Блаженной Ксении Петербургской г. Воронежа, не так давно возведенная на пожертвования верующих. Построенный в древнерусском стиле, этот храм все же отражает черты русского Православия XXI столетия. Светлый и просторный, он вмещает множество молящихся - жителей современного большого города. Окнами в Вечность, связью с поколениями благочестивых предков служат святые образа и иконостас. Он был создан мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры совсем недавно.

    Путь к святости

    А путь к святости часто начинается неприметно и идет вовсе не теми путями, каких ожидает человек...

    В двадцатые годы XVIII столетия в Новгородской губернии, в селе Короцке, жила, едва находя пропитание для себя и малых детей, вдова причетника. Скудость доводила ее до мысли отдать меньшого сына на воспитание извозчику. Но старший сын, с великим трудом содержавший семью, не дозволил сего, дабы мальчик не лишился возможности, как и его предки, стать служителем Церкви. Скорее всего - таким же причетником (алтарником), как и его отец, и старший брат.

    От юности мальчик познал нищету и скорби, уже находясь в духовном училище - был вынужден продавать выдаваемый ему казенный хлеб, чтобы приобрести книги... Казалось бы, судьба препятствует юноше идти по избранному пути - на самом же деле его вел Господь, смиряя, очищая, уча сердечной чуткости. Никто не думал, что Тимофей выучится и станет не только священником, но и архиереем.

    Но не высоты сана искала его душа. В годы епископского служения владыка Тихон (это имя Тимофей получил в постриге) искренне радел о вверенной ему пастве, проповедовал, наставлял священников, открывал школы, строил и благоукрашал храмы. И, слабый здоровьем, стремился на покой - дабы послужить Богу в молитвенном уединении.

    Наконец благословение на это было дано. Святитель поселился в Тешевском Богородицком монастыре Воронежской епархии, настоятель и большая часть братии которого в то время не отличались не только высотой, но даже теоретическим пониманием духовной жизни.

    Здесь будущий святой и провел шестнадцать лет, терпя непонимание и клевету считавших его ханжой насельников, постепенно становясь тем всероссийским светильником духа, к которому мы и сегодня прибегаем с молитвами. Его святость при жизни привлекала жаждущих наставления и молитвенной помощи людей, а по смерти святителя сделала обитель одним из основных центров духовной жизни России, прославила ее высотой благочестия, привлекла сонмы паломников.

    Рост города и обители - плод благодати праведника

    Благодаря святому Тихону возрос не только малоизвестный до той поры монастырь, но и сама Тешевская слобода, где он находился, ставшая к концу жизни святителя городом Задонском. По кончине праведника захолустный вначале городок быстро рос и развивался благодаря трудам монастырской братии и стремлению в обитель богомольцев со всей России. В начале XIX века монастырь построил и содержал школу и училище для детей горожан. Не остались втуне и духовные наставления святителя Тихона: обитель, братия которой когда-то не понимала аскетической жизни затворника, прославилась своими подвижниками.

    По числу паломников Задонский монастырь был одним из первых в России, наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами. Народная любовь выразилась и во внешнем благоукрашении: так, для нетленных мощей святителя Тихона попечением благотворителей была сооружена рака из серебра с сенью весом более 35 пудов. Тот, кто в детстве не имел куска хлеба, а в зрелые годы добровольно ходил в лаптях, раздавая все средства неимущим, теперь почивал в драгоценном ковчеге, стоимость которого составляла примерно треть суммы, затраченной на возведение величественного собора.

    Благочестива ли такая роскошь? Думается, да - ведь она была плодом искренней любви к Богу и Его угоднику и свидетельствовала об этой любви приходящим в храм.

    Духовная высота обители и народное почитание ее святыни не могли не вызвать ярости воинствующих безбожников, захвативших власть в 1917 году. Уже в 1918-м Задонский монастырь был закрыт, ценности конфискованы. Разумеется, при этом не составлялось никаких документов, никаких описей конфискованного. В 1919-м состоялось кощунственное вскрытие мощей святителя Тихона Задонского и составлен подложный акт об их состоянии.

    В наши дни: почитание святого

    Возрождение святыни началось в 1988 году - одним из первых разоренный, он стал восставать из пепла на самой заре освобождения веры в России. Народная любовь вновь выразилась в трудах и молитвах, восстановивших святое место. Мощи святителя Тихона вновь почивают в благолепной раке - творении уже современных художников. Мастерами Свято-Троицкого братства города Щигры была выполнена сень для раки святителя, представляющая собой как бы небольшую кувуклию - храм в храме. Украшенная небольшими позолоченными куполами и иконами с сюжетами из жития святителя Тихона, изящная и устремленная ввысь, она без слов рассказывает о духовном пути и подвиге святого. Но не только в Задонском монастыре - во всей Воронежской епархии сияет благодать святителя Тихона.

    Пожалуй, во всем крае нет храма, который не украшался бы образом этого святого. Часть мощей подвижника почивает в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Образ святителя Тихона, отмеченный особым киотом, занимает одно из главенствующих мест в иконостасе. Художники Свято-Троицкого братства, создавшие иконостас и раку, нашли необычное решение, подчеркнувшее две грани личности святого: его неотмирность, устремленность к Богу - и в то же время близость к людям, готовность помочь делом, наставлением и молитвой. Икона святителя, расположенная в первом ряду иконостаса и украшенная сенью, выдается вперед. Святой Тихон как бы выступает из иконостаса навстречу молящимся - в то же время приложиться к образу нельзя. Зато верующим доступна расположенная перед самым иконостасом рака с частицей его святых мощей. Искусная резьба, покрывающая ковчег, говорит о многом: тут и процветший крест - символ Победы христианства и в то же время тех трудов и скорбей, которые, вслед за Божественным Подвигоположником, несет каждый из Его верных учеников, и тропарь святителю.

    Возрождение Православия в России - это не только чтимые монастыри и кафедральные соборы, но и малые храмы, согревающие верой в Господа души жителей безвестных сел и поселков. Среди них - Покровский храм села Нижняя Колыбелька. Скромный одноглавый храм внутри по-домашнему уютен. Во многом это достигается благодаря деревянному иконостасу, выполненному мастерами Свято-Троицкого братства. Натуральное дерево, изящество резьбы и золото икон создают ощущение тепла и умиротворенности, а тонкость и правильность письма образов настраивают душу на молитву.

    Святителю Тихону посвящен храм в городе Острогожске Воронежской епархии, не раз посещавшемся святым при жизни. Небольшая церковь была построена как молитвенный дом вскоре после прославления угодника Божия - в 1868 году. Главным радетелем об этом благом деле был купец П.Ф. Азаров, посвятивший возведению Дома Божия всю свою жизнь. Сегодня здесь совершается Божественная литургия. Небольшое здание как будто распахивается перед вступающими под его своды. Изнутри храм кажется просторнее, чем снаружи. Этот эффект достигается благодаря полам из почти зеркального камня, а главное - белоснежному с золотом иконостасу, словно освещающему собой помещение.

    Небесная слава, увенчавшая Христова подвижника в Царствии Божием, бросает на землю свой светлый отблеск - и загораются золотом маковки посвященных Угоднику Божию храмов, теплятся лампады перед иконами, а народ прибегает к святому с молитвой. Так осуществляется единство Небесного и земного колена Церкви.

    Алина Сергейчук


    С использованием материалов журнала «Благоукраситель» № 36 (зима 2012 г.) издательства «Русиздат».

    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100