Дерево в церковном убранстве

Дата публикации или обновления 01.11.2016
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Щигровское Свято-Троицкое братство
  • Дерево в церковном убранстве:
    от древности до наших дней.

    Резьба по дереву, пожалуй, один из самых русских видов церковного искусства. Деревянное церковное зодчество всегда являлось органичной частью культуры Руси, ее украшением и достопримечательностью.

    Часто деревянные церкви возводили сообща поселяне и горожане, срубали отшельники, уходившие в леса служить Единому Богу. Интересно, что первые деревянные Христовы церкви на Руси появились еще до ее Крещения: в договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи, построенной для варягов, многие из которых, как поясняет упомянутый источник, были христианами. Там же говорится еще о двух храмах: «божнице Свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церкви «св. Орины» (Ирины). Они упоминаются как «срубленные», то есть выстроенные из дерева.

    Щигровский иконостас. Иконостас в приделе сщмч. Киприана и мц. Иустины, собор Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.
    Иконостас в приделе сщмч. Киприана и мц. Иустины, собор Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.

    Дерево имеет важнейшее значение для русской культуры и менталитета, об этом свидетельствует и русский язык: например, слова «древность» и «дерево» («древо») обладают общим корнем. Да и слово «корень», только что употребленное нами, в первую очередь относится к строению дерева. Древность - то, куда уходит корнями наша жизнь, то дерево, на котором нарастает наше время, словно новый круг годового кольца...

    В наши дни число деревянных храмов значительно уступает количеству прочих: кирпичных, каменных, либо построенных из синтетических материалов. И все же, архетип родной, теплой, уютной деревянной церкви по-прежнему силен. Многие наши храмы изнутри украшаются деревянной резной утварью: иконостасами и киотами, престолами и жертвенниками, аналоями и скамьями. Примеров можно привести немало.

    Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово - жемчужина современной православной архитектуры. Вознесшиеся к небесам шатры, снежная белизна каменных стен, холодное поблескивание мраморного пола и теплая, рукотворная красота вырезанных из дерева иконостасов, перекликающихся с ними киотов, архиерейского трона... Натуральное, не скрытое краской, не замаскированное под золото дерево особенно трогает душу современного человека, утомленного искусственным сверканием цивилизации.

    В храме же Новомучеников строгость и простота темного дерева особенно уместны. А основной узор, использованный резчиком - различные формы крестов, - напомнит внимательному зрителю о главном символическом значении дерева в православном храме - о Древе Крестном.

    Впрочем, и тонированное дерево, преподанное профессионально и со вкусом, достойно украшать церковный интерьер. Свидетельство этому - иконостасы нового собора Зачатьевского монастыря г. Москвы, о которых мы рассказывали в прошлом выпуске «Благоукрасителя». Выполнены они, как и описанные выше резные предметы убранства храма Новомучеников, мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры. Кстати, подцвеченная рельефная резьба уходит корнями во времена Древней Руси. Она украшала храмы и терема, дворцы и палаты: например, Теремной дворец государя Алексея Михайловича Тишайшего в селе Коломенском, недавно воссозданный и открытый как музей.

    Интересно узнавать о старинных прототипах современных предметов церковного искусства. Как выглядело убранство храма триста, пятьсот лет тому назад? Некоторое представление можно получить, рассматривая дошедшие до наших дней памятники. «Царская молельня» государя Иоанна Грозного, по сей день стоящая в Успенском соборе Московского Кремля, создана мастерами Оружейной палаты в 1551 году. Царское место выполнено из резного дерева и представляет собой целую часовенку: трон с затейливой резьбой стоит на возвышении и осенен шатровым верхом...

    Резной иконостас собора Петропавловской крепости, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками, - другой век, другой город, иная эпоха. Но продолжение той же традиции благоукрашать храмы, используя красоту дерева, прилагая к ней мастерство золотых рук резчика. Еще одно символическое значение дерева в храме: синергия, соработничество Бога, даровавшего материал, и человека, трудящегося над приданием дереву совершенной формы. Точно так же, в соработничестве с Творцом, призван христианин благоукрашать и свою душу очищать от коросты страстей, отсекать сучки грехов, придавать форму добродетелей, покрывать узорочьем молитвы...

    Радостно, что традиция, прошедшая сквозь века, живет и развивается в наше время. Сегодня деревянное убранство нередко становится продолжением и дополнением архитектуры храма, не ограничиваясь деталями, но полностью формируя интерьер. Так, в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москвы изумляет своей необычностью решение горнего места, разработанное Свято-Троицким братством г. Щигры. У восточной стены алтаря установлено панно — как бы еще один иконостас, вписанный в изгибы алтарной абсиды. Он гармонирует с деревянным облачением престола и жертвенника, а также троном, установленным на горнем месте.

    Образ Спасителя, расположенный позади трона, благословляет сидящего на нем священнослужителя, а сверху его осеняет арка, как бы составленная из ажурных лучей, расходящихся от образа. При взгляде из основной части храма создается впечатление, что весь алтарь изнутри облицован деревом, а главное, - что он обрамлен святыми образами не только снаружи, со стороны иконостаса, но и изнутри. Это немаловажно: ведь алтарь - священнейшая часть храма, символизирующая Царствие Небесное, и его убранству следует уделять особое внимание. Еще одна удачная находка щигровских мастеров - сочетание горнего места с иконостасом, выполненным в том же стиле, но покрытым позолотой.

    Если бы они были одинаковы по цвету, при взгляде из храма, через царские врата, казалось бы, что горнее место сливается с иконостасом, контраст же натурального и позолоченного дерева не допустил этого и подарил интерьеру ощущение глубины.

    Интересен один пример церковного интерьера, полностью выполненного из резного дерева, закрывшего собой каменные стены - Иверская часовня у Воскресенских ворот Красной площади Москвы, также благоукрашенная мастерами Щигровского Свято-Троицкого братства.

    Деревянные панно, в которые вправлены иконы, полностью закрывают стены, так что молящийся словно оказывается в небольшой резной шкатулке. Свечной ящик, аналои - все является частью единого целого, все гармонирует между собой. Это позволяет не загромождать интерьер совсем небольшого по размерам помещения, избежать давящего впечатления, которое могло бы возникнуть в случае перегрузки его золотом или иными яркими элементами. В то же время данный прием позволил разместить в часовне множество образов, создать чувство намоленности, богатства и благолепия, как это и должно быть в одном из наиболее почитаемых святых мест Первопрестольной.

    Деревянные храмы и церковные интерьеры - традиция Святой Руси, родившаяся вместе с ней и дошедшая, преодолев все бури и лихолетья, до наших дней. Надеемся, что наши потомки будут рассматривать предметы церковного искусства нашего времени, в том числе и описанные выше, и говорить о них, как о странице в истории развития храмового благоукрашения.

    Алина Сергейчук


    Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 29 (весна 2011 г.) издательства «Русиздат».

    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100