Красная площадь

Дата публикации или обновления 04.11.2021

К оглавлению - храмы Москвы

Красная площадь - это центральная площадь Москвы. Она расположена перед восточной стеной Кремля и с трех сторон ограничена зданием Государственного Исторического музея, зданием ГУМа и собором Василия Блаженного. Красная площадь на протяжении многих веков служила ареной важных событий отечественной истории.

Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте у восточной кремлевской стены была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась - Торговая, а в 16 веке ее стали звать Троицкой, потому что в южной части площади находилась церковь Троицы.

Красная площадь. 1976 год
Красная площадь. Из журнала «Архитектура СССР», № 4 за 1976 год.

Красной площадь стали называть только в 17 веке.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому.

Открытие памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса состоялось 20 февраля 1818 г. в присутствии императора, императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».

Русскому скульптору Ивану Петровичу Мартосу (1754-1835 гг.), уроженцу города Ични Черниговской области, заказывали работы императоры Павел I , Александр I, Николай I.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому.

Первоначально монумент предназначался для Нижнего Новгорода, но по настоянию Мартоса, был поставлен в Москве. Хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

И. П. Мартос изображает момент, когда Минин (фигура слева) обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому.

Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие.

На щите Пожарского изображен Спас.

Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху.

Волосы его подстрижены в скобку.

После революции монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому.

Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали, несмотря на то, что в Кремле после 1917 года был снесен памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А. М. Опекушина.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади.

Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому.

В конце XIX-го века вокруг памятника Минину и Пожарскому заливали главный в Москве каток.

Памятник Минину и Пожарскому
Памятник Минину и Пожарскому.

В последние годы эта традиция восстановлена — каток заливают на Красной площади на месте, где 113 лет простоял памятник спасителям Отечества.

Лобное место

Лобное место
Лобное место.

В 30-е годы 16 века на Красной площади был построен помост, получивший название Лобное место. Этот помост служил своеобразной трибуной для объявления важнейших правительственных указов и для торжественных церемоний.

Возле Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни.

Лобное место
Лобное место.

В нынешнем виде Лобное место существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое каменное возвышение с площадкой, окружённой парапетом, и лестницей.

Торговые ряды

В 1786 году по проекту архитектора Дж. Кваренги напротив кремлевской стены были возведены торговые ряды. Это здание, разрушенное во время Отечественной войны 1812 года, было перестроено в 1814-1815 годах, а в 1818 году перед ним установили памятник героям борьбы с польской интервенцией Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. В 1930 году этот памятник работы скульптора И. Мартоса был передвинут к Покровскому собору.

Здание ГУМа
Верхние торговые ряды (здание ГУМа).

Здание Верхних торговых рядов построено в 1890—1893 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова. Здание выдержано в псевдорусском стиле.

Государственный Исторический музей

В 1875-1881 годах на северной стороне площади, на месте Земского приказа, было возведено здание Исторического музея по проекту архитектора В. Шервуда.

Исторический музей
Государственный Исторический музей.

Исторический музей
Государственный Исторический музей.

Воскресенские ворота, Иверская часовня, Исторический музей, памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову
Воскресенские ворота, Иверская часовня, Исторический музей, памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову.

Эти здания были сооружены в псевдорусском стиле, перекликавшемся с башнями и стенами Кремля.

Собор Василия Блаженного (Покрова Пресвятой Богородицы на Рву).

Покровский собор
Собор Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Существует несколько версий о создателях собора.

По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.

По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела.

По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Покровский собор
Собор Василия Блаженного.

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней. (В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его).

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев.

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери.

Храм-памятник во имя Казанской иконы Божией Матери, с которой связывалось чудесное избавление России от польского нашествия, построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве. Неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг.

В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. Был отреставрирован в 1925—1930 гг. на средства прихода проводилась реставрация собора под руководством архит. П.Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора.

В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

Восстановлен в 1990—1993 гг. на средства мэрии Москвы и пожертвования граждан, освящен 4 ноября 1993 г. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архит. П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова.

Воскресенские ворота

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города
Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города.

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города сооружены в 1535 г. как двухарочные ворота стены Китай-города.

Воскресенские ворота были снесены в 1931 году.

В 1994—1995 по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены.

Иверская часовня

Иверская часовня
Иверская часовня.

Иверская часовня (Иверской иконы Божией Матери часовня) в Москве, в Воскресенских воротах Китай-города. Одна из главных святынь русского народа. По традиции православные русские люди, пришедшие в Москву, обязательно отправлялись помолиться в часовню перед иконой Иверской Божией Матери. Русские цари при въезде в Первопрестольную останавливались у Воскресенских ворот, с внешней стороны которых находилась часовня, и молились в ней перед входом в Кремль.

По ночам святую икону Иверской Божией Матери из часовни возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной четверкой лошадей, в сопровождении священнослужителей. Впереди скакал всадник с факелом.

В 1929 Иверская часовня была разрушена большевиками, восстановлена в 1990-х.

Памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову

Памятник маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову
Памятник маршалу Советского Союза Г. К. Жукову.

Памятник маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову открыт в 1995 году на Манежной площади.

Памятник маршалу Г. К. Жукову на фоне Государственного Исторического музея
Памятник маршалу Г. К. Жукову на фоне Государственного Исторического музея.

Скульптор В. М. Клыков. Архитектор Ю. П. Григорьев.

Памятник маршалу Г. К. Жукову
Памятник маршалу Г. К. Жукову.

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых»
Недалеко от Красной площади находится Болотная площадь, на которой находится скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых».

Источники материала: Википедия, http://www.hrono.ru, http://www.openmoscow.ru.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос