Загоскин Михаил Николаевич

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Загоскин Михаил Николаевич родился 14(25).VIII.1789 г. в селе Рамзай Пензенской губернии в дворянской семье — писатель.

    В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 и в походе русской армии за границу в 1813. Служил сначала в Публичной библиотеке в Петербурге, а затем в дирекции петербургских и московских театров. Литературные и театральные интересы 3агоскина определились рано.

    В 1815 он выступил с комедией «Проказник».

    В 1817 написал комедию «Богатонов, или Провинциал в столице».

    В 1820 «Богатонов, или Сюрприз самому себе», в которых высмеивал отдельные недостатки крепостной помещичьей провинциальной жизни и столичного дворянского быта.

    К 1835г. относится постановка на московской сцене комедии 3агоскина М.Н. «Недовольные», представлявшей собой грубый памфлет на М. Ф. Орлова и П. Я. Чаадаева. По своим литературно-театральным позициям он был близок к известному тогда комедиографу А. А. Шаховскому и его кругу. Пьесы Михаила Николаевича, относящиеся к жанру бытовой комедии, имели некоторый успех.

    В 1829 появляется первый исторический роман 3агоскина — «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», имевший необыкновенный успех и принесший его автору славу «русского Вальтера Скотта». В романе показана борьба патриотических сил Руси против польских захватчиков как общенародное дело, но консервативные настроения писателя привели его к идеализации боярства (образ самого Юрия Милославского) и церкви (образ Авраамия Палицына) как руководителей патриотического движения народа. Роль Козьмы Минина оказалась приниженной, а сам образ его в романе — бледным и риторическим. В освещении исторического прошлого допетровской Руси Михаил Николаевич следует за монархической концепцией Н. М. Карамзина. Он отрицательно оценивает проникновение в русскую жизнь западноевропейских начал (образ боярина Кручины-Шаланского) и рисует «русских в 1612 году» как всецело преданных исконным русским обычаям и православной церкви. В романе правдиво воссозданы некоторые стороны феодально-боярских нравов того времени, изменническая политика части бояр, связанных с польскими панами-захватчиками, неприязнь к ним народа. В вымышленной истории любви героя романа Юрия Милославского, наделенного всеми положительными качествами, и прекрасной боярышни Анастасии мало действительной истории; на их образах сказалось влияние романтизма. Но сами перипетии их любви и приключения Юрия Милославского, казака Кирши рассказаны живо и занимательно, что немало способствовало успеху романа. Михаилу Николаевичу удалось живо и верно передать старинные обычаи и верования, нарисовать картины народного быта и некоторые типы из народной среды, что с похвалой отметил А. С. Пушкин в своей рецензии на роман. 3агоскин уместно использует народные песни и пословицы. По мнению академика В. В. Виноградова, 3агоскин «решительно преобразовал карамзинскую манеру исторического повествования», ослабив риторику, усилив бытовые элементы речи, расширив употребление старинных слов, введя исторический пейзаж. Но в романе сохранился карамзинский дидактизм. В композиции романа Михаил Николаевич следует за манерой Вальтера Скотта, ведя повествование вокруг вымышленного героя, связывая его судьбу с историческими событиями. «Юрий Милославский» был в свое время, без всякого сомнения, приятным и замечательным литературным явлением,— писал В. Г. Белинский.— Читатели были рады получить первый русский исторический роман о своем национальном прошлом».

    В 1831 появляется второй роман писателя, посвященный не менее важной и всем тогда еще памятной исторической эпохе,— «Рославлев, или Русские в 1812 году». Писатель, верно передает в нем некоторые исторические эпизоды войны с Наполеоном, в частности оставление Москвы и бесчинства в ней французских войск, осаду Данцига, участником которой был сам 3агоскин, провинциальный помещичий быт. Как и первый роман, «Рославлев» согрет неподдельным патриотическим чувством. Занимательно изложены приключения героев романа, в развитии сюжета которого автор впадает иногда в чисто романтический вымысел, мало соответствовавший русским нравам. Живо написанный, роман, однако, проникнут консервативными настроениями писателя. Русские в 1812, в том числе и крепостные крестьяне, предстают в романе как защитники православия и крепостных устоев, как преданные царю-батюшке и своим добрым барам-помещикам. Все передовое, шедшее с Запада и связанное с идеями эпохи Просвещения и французской революции, трактуется в романе как наносное и чуждое русскому народу и историческому развитию России. Политический смысл романа направлен против дела декабристов. В герои своего произведения писатель выбрал реальную историческую личность — офицера Василия Перовского, который в молодости был близок в декабристскому движению, но которого он изобразил в духе квасного патриотизма. Как изменницу показывает писатель героиню романа Полину, осмелившуюся полюбить француза.

    На фоне бедной еще тогда русской прозы «Рославлев» Михаила Николаевича был примечательным и во многом интересным произведением.

    Последующие романы 3агоскина Михаила Николаевича —

    "Аскольдова могила" (1833),

    «Кузьма Рощин» (1836),

    «Искуситель» (1838),

    «Тоска по родине» (1839),

    «Кузьма Петрович Мирошев» (опубл. в 1842),

    «Брынский лес» (опубл. в 1846, главы — в 1845),

    «Русские в начале XVIII столетия» (1848) — освещают русское историческое прошлое в духе идей официальной народности; успеха они не имели. В истории русской литературы 3агоскин М.И. сохранил за собой имя одного из зачинателей русского исторического романа.

    Умер 23.VI (5.VII).1852 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос