Соколовский Владимир Игнатьевич

Дата публикации или обновления 05.01.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Соколовский Владимир Игнатьевич родился в 1808 г. - поэт.

    О его происхождении и детстве достоверных сведений не сохранилось. Известно, что образование он получил в Московском кадетском корпусе.

    В 1826 был определен на службу в канцелярию Томского губернского правления.

    В 1832, выйдя в отставку, вернулся в Москву. Владимир Игнатьевич обратил на себя внимание как даровитый и подающий надежды писатель, после того как в том же году вышла из печати его поэма «Мироздание» — свободное переложение библейской «Книги бытия» о сотворении мира и грехопадении человека. В Москве Соколовский входил в круг вольнолюбиво настроенной молодежи, главным образом студентов или недавних выпускников университета. Известно, что он находился в приятельских отношениях с А. И. Полежаевым и Н. М. Сатиным, другом Герцена и Огарева.

    В 1833 вышли «Рассказы сибиряка» — произведение, написанное вперемежку прозой и стихами, носящее чисто развлекательный характер. Не имея никаких средств к существованию, он вынужден был заняться легкой беллетристикой, так как гонорары за стихи были совершенно ничтожные.

    В 1833 по заказу книготорговца написал роман фельетонного типа «Две и одна, или Любовь поэта», изданный в 1834. В надежде поступить на службу Соколовский отправился в Петербург.

    В июле 1834 был арестован как политически опасный человек, замешанный в деле «о лицах, певших в Москве пасквильные песни». Ему было предъявлено обвинение в сочинении издевательских куплетов на счет особы царя и «августейшей фамилии» — песни, начинающейся стихами:

    «Русский император

    В вечность отошел.

    Ему оператор

    Брюхо распорол» и так далее

    (другой вариант:

    «Русский император

    Богу дух вручил.

    Ему оператор

    Брюхо начинил»).

    В последнее время была сделана попытка отвести авторство Соколовского (смотрите: В. И. Безъязычный, В. П. Гурьянов. Кто был автором песни «Русский император»?, «Вестник МГУ», серия историко-филологическая, 1957, № 1), несмотря на то что Герцен и Сатин, также обвинявшиеся по этому делу, с полной уверенностью приписывали песню Соколовскому. Не исключена, однако, возможность, что ее текст — плод коллективного творчества Соколовского, Полежаева и других лиц. Следствие тянулось девять месяцев, после чего Владимир Игнатьевич в числе трех наиболее опасных «преступников» был приговорен к заключению в Шлиссельбургскую крепость на «неопределенный срок». По рассказу Герцена, перед произнесением «сентенции» в апреле 1835 Соколовский был «во всем блеске своего юмора» и «тешил нас всех рассказами» (Собрание сочинений, том 8, М., 1956, с. 210 и 428).

    В Шлиссельбургской тюрьме Владимир Игнатьевич Соколовский содержался с апреля 1835 до осени 1836, после чего был освобожден.

    Спустя некоторое время поэт был выслан под надзором полиции из Петербурга в Вологду. Здесь он стал редактировать газеты «Вологодские губернские ведомости».

    В 1837 в Петербурге вышла из печати его драматическая поэма «Хеверь», в основу которой легла библейская легенда об Эсфири.

    В Вологде поэт закончил другую обширную поэму — «Альма», материалом для которой также послужил библейский источник — книга «Песнь песней» (в печати известны лишь отрывки из этого произведения, опубликованные в 1837 в «Современнике»).

    В Вологде была написана еще одна поэма — «Разрушение Вавилона», напечатанная в 1839 в альманахе «Утренняя заря».

    Соколовский принадлежал к той части романтически настроенного поколения, которая стала жертвой мертвящей пустоты русской жизни, ее казарменного духа, воцарившегося в обществе после расправы над декабристами. Человек, несомненно, даровитый, с оригинальным творческим почерком, но нравственно и идейно опустошенный, Владимир Игнатьевич губил себя беспорядочным образом жизни, пьянством. Тюремное заключение в сыром и холодном каземате ускорило его безвременную кончину.

    В начале 1838 Соколовский по болезни был переведен на Кавказ, где вскоре и скончался.

    После смерти Владимира Игнатьевича осталось большое количество неопубликованных его произведений. Некоторые из них были напечатаны в журнале «Маяк» за 1844—45 и в «Литературной газете» за 1841 и 1843.

    При жизни поэта стихотворения его печатались в журналах и газетах («Галатея», 1830; «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», 1831, 1837—39; «Современник», 1837; «Библиотека для чтения», 1837; «Вологодские губернские ведомости», 1838—39, и других), но отдельными сборниками не издавались.

    Соколовский В.И. занимает скромное место в ряду поэтов 1830-х гг., чье наследие, однако, отмечено печатью оригинальности творческих поисков. В кругу друзей поэт славился стихотворными экспромтами, шутками, рифмованными письмами, сочинением всякого рода юмористической галиматьи и скабрезных куплетов. Сатин утверждал, что он «не знавал человека, который бы более Соколовского сроднился с ритмом и рифмою» («Русские пропилеи», т. 1, М., 1915, с. 198). Эта линия бытовой поэзии получила смягченное отражение в «Рассказах сибиряка», стихи и проза которых используют прием романтической иронии с характерной для нее игрой разных планов и тональностей (от патетической до обыденно-прозаической). Этой линии противостояла другая, основная, связанная с проблемой высокого, торжественного стиля, который Соколовский разрабатывал исключительно на библейском материале.

    Библия для него была не предметом религиозного поклонения, а некоей функцией возвышенной сферы жизни, арсеналом символических образов, средством утверждения монументального жанра в современной поэзии. В главных стихотворных произведениях Соколовского В. И. («Мироздание», «Хеверь», «Падение Вавилона») эта тенденция просматривается с полной отчетливостью. Громоздкие, многословные и однотонные по эмоциональной окраске, произведения эти интересны своими отдельными частями и строками, замечательными напряженной силой и торжественностью, блеском звучания. В основном же они сохраняют историко-литературное значение как любопытное проявление одной из крайностей в развитии романтической школы.

    Умер 17(29).X.1839 г. в Ставрополе.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100