Полежаев Александр Иванович

Дата публикации или обновления 05.01.2016
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Полежаев Александр Иванович родился 30.VIII(11.IX).1804 г. (по другим версиям — в 1805, 1806 гг.) в селе Рузаевка Пензенской губернии — поэт.

    Был внебрачным сыном пензенского помещика Леонтия Струйского и его дворовой Аграфены Федоровой, выданной после рождения сына за мещанина города Саранска Ивана Полежаева.

    В августе 1816 переехал в Москву обучался в пансионах (при губернской гимназии и в частном пансионе Визара, ироническую характеристику которого поэт дал в поэме «Сашка»). Александр Иванович всю жизнь тяготился положением незаконнорожденного и не мог быть по существовавшему в то время законодательству принят в университет.

    В сентябре 1820 стал вольным слушателем словесного отделения Московского университета. Среда, к которой он примкнул в университете, отличалась демократизмом, и не случайно в ней возник тайный революционный кружок бр. Критских (1827), по делу которых привлекался к допросу и Александр Иванович.

    28 июля 1826 за вольнолюбивую поэму «Сашка» Николай I отдал поэта в солдаты Бутырского пехотного полка в Москве. Расправа царя имела роковые последствия для Полежаева 12 лет провел он в тяжелых условиях солдатской казармы, из них несколько лет в действующей армии на Кавказе, год содержался в тюрьме, незадолго до смерти был подвергнут телесному наказанию с такой жестокостью, что, по словам очевидца, «долгое время после наказания поэта из его спины вытаскивали прутья».

    Поэт умер на койке военного госпиталя.

    Герцен с горькой иронией писал, что Николай «за чахотку произвел Полежаева в офицеры»: приказ о производстве поэта в чин прапорщика застал его в предсмертной агонии.

    Александр Иванович выступил в русской поэзии продолжателем традиций декабристов и выразителем идейных исканий передовых людей той эпохи.

    В циклах стихов 1826—28—

    «Вечерняя заря» (опубликованы в 1829),

    «Цепи» (опубликованы в 1831),

    «Рок» (опубликованы в 1832),

    «Песнь погибающего пловца» (опубликованы в 1832),

    «Ожесточенный» (опубликованы в 1832),

    «Живой мертвец» (опубликованы в 1830) — выражены им грустные настроения и одновременно антицаристские и тираноборческие убеждения. Поэт гневно осуждает царя:

    Навсегда решена

    С самовластьем борьба,

    И родная страна

    Палачу отдана.

    Осмеяние церкви, бюрократических порядков и сословных привилегий, а также энергичный протест против политического строя Полежаева смело высказал в более ранней поэме «Сашка» (1825—26, впервые опубликована в 1861 в Лондоне, в России — в 1881):

    Но ты, козлиными брадами

    Лишь пресловутая земля,

    Умы гнетущая цепями,

    Отчизна глупая моя!

    Когда тебе настанет время

    Очнуться в дикости своей,

    Когда ты свергнешь с себя бремя

    Своих презренных палачей?

    В поэме сказались впечатления от 1-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин» (сходство в зачине «Мой дядя человек сердитый... Зато какая же мне скука»; сходство в строфе, напоминающей «онегинскую» строфу; шутливая манера изложения). В поэме видят своеобразный вызов дворянской литературе (герой поэмы бунтарь-разночинец, показан быт городского мещанства), хотя в ней нет никакой пародии на роман Пушкина или порицания Пушкину.

    Для поэзии Полежаева 1826—28 характерна страстная любовь к свободе и яростная ненависть к самовластию царя. Герой стихов этих лет — «неизменный друг свободы». Отвлеченные романтические образы «пленника», «живого мертвеца», а также образ демонического героя, мятежного отщепенца наполняют стихи тех лет. Однако Александр Иванович этим традиционным образам придал вполне конкретное звучание. Переживая настроения, порожденные катастрофой 14 декабря, и горечь своей судьбы, поэт сумел переключить личную исповедь, поражающую смелостью протеста и ненавистью к царю, в план гражданской политической лирики. Острые выпады против царя, которыми заканчиваются лирические стихи, возводят их в жанр политической сатиры.

    Послание к другу «Александру Петровичу Лозовскому» (1828, впервые опубликовано в отрывках в 1829—30) еще полнее выражает черты мировоззрения поэта и зрелость его мастерства. Антицаристские мотивы здесь возвысились до прямого призыва к борьбе с самовластием. Поэт, сочувствуя народу, бросает в лицо царю обвинение:

    Поймешь ли ты, что царский долг

    Есть не душить, как лютый волк,

    По алчной прихоти своей

    Мильоны страждущих людей.

    Трагический конфликт певца вольности с царем—притеснителем народа сопровождается, однако, горьким сознанием беспомощности:

    Бессилен звук в моих устах,

    Как меч в заржавленных ножнах.

    Таков удел борцов того времени. Но велика их заслуга в том, что они не молчали, а мужественно осуждали самодержавие, воспевали свободу и продолжали традиции декабристов. Александр Иванович передал члену кружка Критских, Петру Пальмину, текст песни Рылеева и Бестужева «Близ Фонтанки-реки». В духе агитационных песен декабристов он пишет и свое стихотворение «Ай, ахти! Ох, ура» (опубликовано в 1925), изображая в нем бедственное положение и глухой революционный протест солдат, обманутых царем. Полежаев расширил круг идей и тем декабристской поэзии. В его стихах прозвучал голос в защиту и освобождение угнетенных царизмом народных масс.

    С 1829 по 1833 Александр Иванович участвовал в военных экспедициях, походах и боях на Северном Кавказе, в районе крепости Грозная, в горах Чечни и Дагестана. В это время он написал поэмы:

    «Эрпели» (1830, опубликована в 1832),

    «Чир-Юрт» (опубликована в 1832),

    «Гременчугское кладбище» (опубликована в 1833).

    В кавказских поэмах сказался демократизм поэта и тесно связанный с ним реалистический характер изображения. Полежаев резко порывает с романтической традицией кавказской экзотики, культивируемой всякого рода эпигонами в литературе. Герой его поэм равно чужд и образу скучающего, разочарованного человека, который бежит от света на Кавказ, и образу путешественника, эстетически осмысляющего жизнь и быт горских племен. Его герой одет в солдатскую шинель и на собственной спине испытал всю необычайную тяжесть солдатской жизни. Солдатский ранец и «ратная сума» помогли поэту увидеть черты подлинной жизни солдатской массы, тяжелые будни, изнурительные походы, стойкость и храбрость русского солдата. Он отдает дань уважения горцам как достойным противникам, обращается к ним с призывом понять бессмысленность сопротивления. Осуждает виновников братоубийственной войны и, посылая им проклятия, мечтает о том времени,

    Когда воинственная лира

    Громовый звук печальных струн

    Забудет битвы и Перун

    И воспоет отраду мира.

    На Кавказе Александр Иванович увлекается народнопоэтическим творчеством гребенских казаков и создает несколько песен в духе народной лирики. Некоторые из них — «Архалук» (1833) и «Сарафанчик» (1835, опубликована в 1838) — широко известны и вошли в быт.

    В поэмах «Видение Брута» (1833) и «Кориолан» (1834, опубликована в 1838) Александр Иванович, продолжая традицию декабристских романтических поэм, где лица и события прошлого привлекались для изображения событий и выражения политических идей современности, напомнил людям 30-х гг., занятым переоценкой роли личности в истории, о легендарных деятелях. Поэт, не стремясь к исторической точности, создает образы борцов против тирании и воспевает их подвиги. Слабыми сторонами в поэмах надо признать трактовку истории как стихийного процесса, невнимание к социальной основе событий и освещение сюжетов в абстрактно-психологическом плане. Поэмы Полежаева— поиски путей для пробуждения поколений к борьбе с - самовластием, непреклонным противником которого он остался до конца своей жизни. В литературу и общественное сознание прошлого и нашего веков он и вошел как продолжатель дела декабристов.

    Белинский и Добролюбов высоко ценили его наследие.

    Герцен и Огарев приняли горячее участие в публикации его стихотворений, извлекая их из рукописной, потаенной литературы. В них Полежаев, по словам Огарева, «заканчивает первую, неудавшуюся битву свободы с самодержавием» (Избр. произв., т. II, М., 1956, с. 482).

    Александр Иванович при всем тяготении к реализму отдал дань отживавшим литературным стилям. Он не мог освободиться от риторики и романтических шаблонов мечтательного Жуковского. Он не преодолел незрелости реализма, сказавшейся в натуралистических описаниях быта и нравов. Белинский отмечал у поэта невыдержанные и недоработанные стихи, в которых соединилась «грубая смесь прекрасного с низким и безобразным, грациозного с безвкусным».

    Полежаев продолжал традиции Пушкина, своеобразно подражая ему и полемизируя с ним. Вражда к несправедливому общественному строю, отрицание его и ненависть к самовластию царя, гуманизм и демократизм роднят поэта с Лермонтовым. Александр Иванович искал новые пути в поэзии, хотя и не создал законченной поэтической системы. Он и явился провозвестником нового разночинно-демократического этапа в развитии русской поэзии, вершиной которого было творчество Некрасова.

    Умер 16(28).I.1838 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Rambler's Top100