Ломоносов Михаил Васильевич

Дата публикации или обновления 12.02.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Ломоносов Михаил Васильевич родился 8(19).XI.1711 г. в деревне Денисовка близ г.Холмогоры, неподалеку от Архангельска, умер 4(15).IV.1765 г. в городе Петербурге.

    Ломоносов Михаил Васильевич

    Ломоносов Михаил Васильевич — поэт, ученый-энциклопедист.

    Первые девятнадцать лет Михаил Васильевич Ломоносов жизни провел на Севере.

    Отец его, Василий Дорофеевич, крестьянин, кроме земледелия, занимался рыбным промыслом. На своем галиоте «Чайка» он ходил за рыбой по Северному Ледовитому океану до Шпицбергена, и сын сопровождал его в этих плаваниях. Русский Север был областью древней национальной культуры и народного искусства. Среди крестьян нередко встречались грамотные люди, и будущий поэт еще ребенком научился читать и писать, приобрел знание книжного церковнославянского языка. «Вратами учености» своей называл он «Арифметику» Магницкого — книгу, вобравшую в себя сведения из многих наук, и «Грамматику» Смотрицкого.

    В декабре 1730 года, с разрешения местной власти, но без ведома отца, Михаил отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое происхождение: крестьян туда не принимали. Он очень хорошо учился, и за пять лет прошел курс, рассчитанный на восемь, стал свободно говорить и писать по-латински; занимался греческим языком, историей, философией. В числе лучших студентов был послан в Петербургскую академию наук.

    В августе 1736 командирован в Германию для изучения химии, физики, механики, горного дела и языков.

    Занимаясь в Марбурге у профессора Вольфа, проявил себя сложившимся ученым и выработал самостоятельное научное мышление, а во Фрейберге познакомился с металлургией и горным делом.

    В 1741(8 июня), вернулся в Петербург, получил звание адъюнкта по физическому классу.

    В 1745 назначен профессором, (академиком), и с Академией наук будет связана вся его дальнейшая деятельность.

    Человек поистине энциклопедических знаний, Михаил Васильевич занимается физикой, химией, астрономией, географией, геологией, историей, экономикой, филологией, причем в каждой из этих наук совершает выдающиеся открытия — таково свойство гения. Главной целью всех разнообразных и обширных трудов его было просвещение России. Он стремился обратить на благо родины достижения науки, вел подготовку молодых ученых в академическом университете и настоял на открытии университета в Москве. Канцелярия Академии наук, во главе которой стояли приглашенные на службу в Россию немцы, не одобряла просветительных планов учёного, и на борьбу за их исполнение ему приходилось тратить много энергии, сил и здоровья. «За то терплю,— писал он незадолго до кончины,— что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство... Я не тужу о смерти: пожил, потерпел, и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». Уверенность его не была напрасной: огромное стечение народа на его похоронах в Петербурге показало меру любви и уважения современников Ломоносова к своему великому собрату, чья слава ученого и поэта не слабеет, а растет и укрепляется с годами.

    Литературный процесс, считая с эпохи преобразований конца XVII — начале XVIII века, двигался в стране с гигантской быстротой и силой, когда оказались убранными церковные рогатки и светская тема заняла в литературе ведущее положение. В три-четыре десятилетия русская словесность наверстала упущенное, и смело пошла своим путем, решая задачи, выдвигавшиеся общественно-политическим состоянием государства. Оттого литературные явления русского XVIII века так сжаты во времени, архаические вирши соседствуют со стихами силлабо-тонической системы, влияния сентиментального стиля дают себя знать уже в ту пору, когда здание русского классицизма только еще строилось и было далеко не закончено, и едва поэт утвердил теорию трех стилей, как пришел Державин и в своем творчестве принялся ее разрушать. Письменное стихотворство времени петровских преобразований характерно развитием торжественно-похвальной, панегирической поэзии и любовной лирики, вызванной к жизни концом замкнутого, теремного быта и появлением женщины в мужском кругу, на ассамблеях и празднествах. В стихах, еще очень неуклюжих, но уже насыщенных мифологическими образами, передавалось любовное чувство, радость встречи с любезной и грусть в разлуке с нею:

    О коль велию радость аз есмь обретох:

    Купидо Венерину милость принесох.

    Солнце лучи свои на мя спустило

    И злу печаль во радость мне обратило

    И рядом с этими и подобными им стихами, находившими многочисленных читателей и переписчиков, прозвучали превосходные ямбы Михаила Васильевича, легкие и звонкие:

    Ночною темнотою

    Покрылись небеса,

    Все люди для покою

    Сомкнули уж глаза.

    Внезапно постучался

    У двери Купидон,

    Приятный перервался

    В начале самом сон...

    Для того чтобы написать такие стихи, потребовалось установить новую систему стихосложения, наиболее свойственную русскому языку, теоретически обосновать свои взгляды и представить стихотворные образцы, которые сильнее всех научных доказательств убеждали в правильности его литературных советов. Ранние его стихотворные опыты относятся, по всей вероятности, ко времени его занятий в Московской славяно-греко-латинской академии, где поэзия составляла учебный предмет, как это было и в западноевропейских духовных коллегиумах со времен средневековья. Поэзия относилась к разряду наук и еще не считалась искусством. Молодых людей учили писать стихи, то есть вести в рифмованных строках рассуждения на заданные темы религиозного и светского содержания, дающие возможность показать книжную ученость автора. Умение выполнять эти схоластические упражнения почиталось важным признаком образованности.

    Первым крупным успехом новой русской литературы была ода Ломоносова на взятие турецкой крепости Хотин.

    Ода не привлекла внимания академиков, в свое время не попала в печать и увидела свет лишь в 1751 в Собрании сочинений поэта. Главная особенность оды в том, что написана по конкретному поводу и на основании газетных материалов изображает реальное событие. Достоинства стихов в немалой степени зависят от чувства искренней радости поэта, вызванного успешным штурмом турецкой крепости. Он славит победу русских войск, и голос его звучит взволнованно и громко. Конечно, свой поэтический «восторг» он располагает по правилам красноречия, выученным в академии, он помнит о риторических фигурах, но вместе с тем дает волю и своему патриотическому чувству.

    Хотинская ода открывает в его творчестве серию упоминаний о Петре I и откликов на его начинания и реформы. Отныне Петр становится героем поэзии Ломоносова, о нём будет думать поэт, обращая свои стихи к монархиням, его труды будут ставить в назидание русским царям. В художественном изображении Петр I предстает существом высшего порядка, образ его грандиозен и принимает вид полубога:

    «Кругом его из облаков Гремящие перуны блещут,

    И, чувствуя приход Петров,

    Дубравы и поля трепещут».

    Эти строки вызывают в нашей памяти с детства знакомые строки «Полтавы». Были созданы настоящие русские стихи, вобравшие в себя богатство и гибкость национальной речи, совершено поэтическое открытие исторического значения.

    Посылая свою оду в Академию наук, поэт приложил к ней «Письмо о правилах российского стихотворства».

    Стихотворные произведения устного творчества связаны с напевом, система народного стихосложения — тоническая. Концевая рифма в народном стихе почти не применяется. Такие стихи жили в народе и в письменную литературу не проникали.

    В русской книжности с XVII века утвердилась особая система стихосложения, основанная не на ритме ударений, а на равном количестве слогов в каждой стихотворной строке, то есть. силлабическая система. Каждая пара строк связывалась рифмой, причем обязательно женской, потому что ударным оказывался предпоследний слог каждой строки. Число слогов в строке могло быть различным — пять, семь, чаще одиннадцать, еще чаще — тринадцать.

    Длинные строки имели цезуру — рассечение, паузу, разделявшую строку на два полустишия по пять или семь слогов в каждом из них.

    Силлабические стихи писали Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, многие другие авторы конца XVII — начала XVIII, высшего успеха русская силлабическая поэзия достигла в творчестве Кантемира. Тредиаковский, сам начинавший как поэт - силлабик, в половине 1730-х гг. пришел к мысли о необходимости изменить русское стихосложение. Эта реформа была обусловлена всем ходом развития русской литературы, новой системы стиха и национально-историческими особенностями русской культуры. В русском языке ударение не закреплено на определенном месте слова, как в польском — на предпоследнем слоге — или во французском — на последнем («календарь», «ликование», «возвращающимися» и т. д.). При такой свободе ударений силлабические правила ограничивали возможности русского стиха и новой речевой культуры.

    Тредиаковский, опираясь на свойства русского народного стиха, ввел в нашу поэзию тонический принцип, и это его большая и несомненная заслуга. Но он не сумел уйти от силлабических стихов, он только отрегулировал их, стал соблюдать в длинных стихах равномерное чередование ударений, короткие же совсем оставил без внимания. Из новых размеров Тредиаковский утвердил только хорей, почтя ямб не подходящим для русских стихов, а трехсложные размеры не рассматривал вообще. Он по-прежнему рекомендовал женскую рифму и категорически возражал против чередования мужских и женских стихов. Тредиаковский изложил свои взгляды в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Ломоносов, оспаривая некоторые предложения Тредиаковского, в «Письме о правилах российского стихотворства» установил, что в русском языке нет долгих и кратких слогов, как в греческом, и что в русских правильных стихах надлежит ввести употребление стоп, двухсложных и трехсложных, составленных из ударных и безударных слогов, и показал образчики нескольких родов стиха — ямба, анапеста, хорея и др. Стопы в стихах должны быть «чистыми», т. е. схема ударений в них не может нарушаться.

    Поэт не признает замены стопы ямба или хорея стопой пиррихия, состоящей из безударных слогов. Лучшими размерами, пригодными для передачи всякого действия и состояния, он считает ямб и анапест, отдавая предпочтение первому, силлабическую же систему отвергает как несвойственную русскому языку. Третьим правилом он разрешает употреблять все виды рифм — мужские, женские и дактилические, допуская их чередование в строфе. Свое «Письмо» поэт снабдил многими стихотворными примерами, ему принадлежащими, и они представляют отрывки из наиболее ранних его стихов, частью написанных еще в Москве, частью — в Германии. Его практика до конца подтвердила правильность его теоретических построений. Стало ясно, какие богатства таит в себе русский стих.

    Ода была таким видом литературного произведения, который наиболее подходил в то время Михаилу Васильевичу для его целей. Научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились лишь немногие.

    Публицистика в русской печати начинала только первые шаги. Рукописная поэзия занималась любовными переживаниями, общественных тем она не затрагивала. Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, образно, красиво. Так понимал этот жанр Ломоносов М.В., и он создал его непревзойденные образцы.

    В цикле стихотворений «Разговор с Анакреонтом» (1771) он отчетливо высказал свой взгляд на обязанности поэта, которые он понимал прежде всего как выполнение гражданского долга. Не любовные песни должен сочинять стихотворец, а воспевать подвиги великих героев. Не нужно отказываться от земных радостей, но только им человек не может посвящать свою жизнь. Его уделом должна быть деятельность на благо отечества, лишь она способна дать моральное удовлетворение и высокость духа. «Для пользы общества, коль радостно трудиться», — сказал поэт одном из стихотворений (VIII, 671), и это было искренним его убеждением. Страстный патриот, учёный-энциклопедист требовал от поэзии гражданского направления, и все его творчество было отдано этой великой теме.

    Оды, писавшиеся Михаилом Васильевичем на торжественные для Елизаветы Петровны дни — рождения, вступления на престол, коронации, были документами государственного значения. В них подводились итоги предыдущих лет царствования, оценивалась международная обстановка, отмечались события внутренней жизни страны и выдвигались задачи на ближайшее будущее. Отлично представляя себе положение России, постоянно раздумывая над ее судьбами, зная нужды науки и просвещения, учёный говорил в своих стихах о том, что должно предпринять. Все оды поэта разнятся между собой по характеру затронутых в них вопросов и поставленных на разрешение проблем. В них не описываются события, а ведется их обсуждение с государственных позиций. И читатели, знакомясь с его новой одой, входили в курс важнейших злободневных новостей и прислушивались к требованиям, выдвигавшимся в различных областях политической, промышленно-экономической жизни и науки.

    Первенствующее положение занимает в одах тема процветания наук, впервые твердо поставленная им в оде 1747 на день восшествия на престол Елизаветы Петровны. Эта ода, одна из наиболее известных она, прославляет «тишину», то есть мирное состояние государства, как лучшее время для развития знаний.

    Широкую программу действий Михаил Васильевич намечает в оде, сочиненной в знак «благодарения» за оказанную ему «высочайшую милость в Царском селе августа 27 дня 1750 года» и напечатанной в 1751. Он ставит перед механикой, химией, астрономией, географией, метеорологией задачи, связанные с нуждами государства и планами Академии наук.

    Не забывает коснуться вопросов науки и в других своих одах. С этой темой тесно переплетается в одах и другая близкая для него тема — тема мира. Ломоносов — поэт-патриот, он дорожит независимостью родины, гордится победами русского оружия, радостно воспевает их, но захватнические войны ему ненавистны, он признает справедливой только войну оборонительную. Об этом ясно говорится в оде 1747 и еще более четко заявлено в одах 1757—62, написанных в то время, когда Россия участвовала в Семилетней войне.

    Учёный – естествоиспытатель считал историю могущественным средством воздействия на ум и чувство читателей, сильнейшим орудием их воспитания.

    В 1756 чтобы сохранить для потомства деяния и труды Петра I он приступить к работе над посвященной ему героической поэмой. Потратив много времени на сбор и изучение исторических источников и лишь через пять лет издал две первые песни. В одной из них говорится о плавании царя по Белому морю и рассказывается о стрелецких бунтах, в другой описывается осада Нотебурга осенью 1702. Произведение осталось незаконченным.

    В 1750 для театра написана трагедия — «Тамира и Селим», которая была поставлена и сыграна на придворной сцене.

    В 1752 написана трагедия «Демофонт», но по причине содержавшихся в ней намеков на дворцовые интриги, не была поставлена.

    Учёный-химик видел недостатки управления страной, знал истинную цену вельможам, управляющим политикой и хозяйством отечества, видел нищету и бедствия народа, но редко говорил об этом в своих произведениях. Он стремился найти, открыть, направить, поддержать ростки нового в русской культуре и науке.

    В 1748 издаётся «Риторику» — первая книга «Краткого руководства к красноречию». Теорию красноречия, которая преподавалась в иезуитских коллегиумах и православных академиях на латинском языке, писатель впервые изложил по-русски и передал в пользование широких кругов читателей. Риторика перестала быть тайной наукой для избранных и открылась всем русским людям как школа логической мысли, страстной речи, литературного языка. Насытив книгу примерами из произведений древних авторов, писателей последующих веков и из своих собственных, Ломоносов создал первоклассную литературную хрестоматию, изучение которой расширяло кругозор читателей, развивало их художественный вкус.

    Работа над «Риторикой» заставили заняться вопросами русской грамматики. Михаил Васильевич и здесь явился открывателем - путей, первым автором научной русской грамматики (1757). До него в России существовала только грамматика славянского языка(1619), точнее — языка церковнославянских книг. Он доказал, что в русском литературном языке церковнославянские элементы должны быть неотъемлемой составной частью. Русский язык может выразить тончайшие философские понятия, все перемены, происходящие в видимом мире, все оттенки человеческих связей. В литературном языке поэт определил соотношение церковнославянских и исконно русских речений и на этой базе предложил в учении о «трех штилях» теорию литературных жанров (статья «О пользе книг церковных в российском языке», 1757—58). Так были им разграничены стили и жанры, записаны грамматические правила русского языка, преподано руководство к красноречию в поэзии и прозе. Все это он сделал быстро и умно, и своим творчеством показал, как пункты выработанной им теории нужно развивать в писательских трудах.

    Воспитанный на поэтическом опыте Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, в свою очередь связанных с традициями гуманистического движения в Италии, усвоивший через немецкую литературу барокко приемы и образы итальянской и французской литератур XV— XVI вв., Ломоносов Михаил Васильевич только еще приближался к тому, чтобы стать правоверным классицистом.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос