Кравчинский Сергей Михайлович

Дата публикации или обновления 25.12.2017
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Кравчинский Сергей Михайлович (псевдоним Степняк) родился [1(13).VII.1851 г. в Полтавской губернии в семье военного врача — писатель.

    Получил образование артиллерийского офицера.

    В 1871 вышел в отставку и поступил в Лесной институт.

    Дальнейший жизненный путь Сергея Михайловича тесно связан с судьбами освободительного движения в России и за рубежом.

    В 1872 вступив в кружок «чайковцев», Кравчинский начал вести активную пропаганду народнического учения среди петербургских рабочих.

    В 1873—74 он принимал участие в «хождении в народ» в Тверской губернии и в Поволжье.

    В 1874 он покинул отечество и примкнул к Герцеговинскому восстанию сербов против турок (1875).

    В 1876 ненадолго приезжал в Петербурге.

    В 1877 Сергей Михайлович направился в Италию и влился в ряды движения за свободу в провинции Беневента.

    В 1878 вернувшись на родину, он стал одним из активных членов подпольного общества «Земля и воля». Ему принадлежит большая заслуга в организации народнической нелегальной печати (газеты «Община», журнала «Земля и воля»).

    В 1878 Кравчинский С.М. совершил террористический акт, прогремевший на всю Россию: он убил шефа жандармов Мезенцева. Вскоре из-за преследований полиции Сергей Михайлович был вынужден уехать в Англию. Находясь в эмиграции, он внимательно следил за развитием освободительной борьбы на родине. После раскола землевольцев Кравчинский присоединился к программе «Народной воли». До конца своей жизни писатель оставался в рядах последовательных и принципиальных противников крепостнической монархии. О его непримиримом отношении к русским либералам упоминал В. И. Ленин в статье «Рабочая и буржуазная демократия» (Полное собрание соч., т. 9, с. 181).

    В конце 80-х — начале 90-х гг. Кравчинский по-прежнему связывал свое представление о революционной борьбе не с выступлением рабочего класса и крестьянства, а с деятельностью интеллигенции, храня верность идейным заветам революционного народовольчества. Живя за границей, Сергей Михайлович вел активную пропаганду русских революционных идей, родной культуры. С этой целью он основал в Лондоне Фонд вольной русской прессы, демократическое Общество друзей русской свободы, продолжив в этом отношении традиции Герцена. Широкие круги английской общественности узнавали о политическом положении в России, читая такие публицистические работы Кравчинского, как

    «Россия под властью царей» (1885),

    «Русские грозовые тучи» (1886),

    двухтомный труд «Русские крестьяне» (1888),

    «Царь-чурбан, царь-цапля» (1895).

    В число его друзей в этот период жизни входят: дочь К. Маркса Элеонора Эвелинг, писатель Бернард Шоу, будущий автор романа «Овод» Этель Лилиан Буль (Войнич), поэт Вильям Моррис и другие. В эмиграции революционер-народоволец дружески сблизился с Плехановым.

    Кравчинский С.М. — самый значительный представитель литературы революционного народничества 70-х гг. Его первые произведения были созданы в период «хождения в народ». Это нелегальные пропагандистские сказки:

    «Из огня да в полымя»,

    «Сказка о копейке»,

    «О Правде и Кривде»,

    «Мудрица Наумовна» (1869—75), проблематика которых отражает идейные искания раннего революционного народничества. Сказки полны пафоса романтического утверждения идеала «крестьянского социализма». В них звучал призыв к революции. Для живой и яркой иллюстрации народнической доктрины писатель использовал традиционные образы и приемы фольклора. Тургенев и Г. Успенский высоко оценили мастерство начинающего автора.

    «Подпольная Россия» (на итальянском языке — в 1882; на русском языке — Лондон, 1893) явилась своеобразной документально-художественной летописью революционного народничества 70-х гг. Кравчинский сумел в индивидуальных портретах-зарисовках выдающихся революционеров той эпохи (С. Перовская, В. Засулич, П. Кропоткин, Я. Стефанович и др.), а также в небольших публицистических очерках передать героический характер борьбы народников 70-х гг. с самодержавием, их «рыцарскую» преданность идеям революции. Сергей Михайлович сосредоточился в основном на раскрытии психологии подпольщиков, самоотверженно отдавших себя служению высоким революционным идеалам. Он хотел, чтобы «обаятельное впечатление геройской традиции» (В. И. Ленин) вдохновило демократическую интеллигенцию на борьбу с царизмом. Пронизав свои очерки революционной романтикой «будней» славного подполья 70-х гг., Кравчинский, однако, ложно возвеличивал якобы титанические возможности героев-одиночек («Тайная типография»).

    В 1889 Сергей Михайлович Кравчинский написал роман «из эпохи 70-х гг.» — «Андрей Кожухов» (впервые издан на англ. яз. под заглавием «Карьера нигилиста», на рус. яз.— в 1898). Понимая «историческую истинность» революционного народничества 70-х гг., он утверждал характеры персонажей-подпольщиков как героические (Андрей, Жорж, Борис, Зина, Таня и другие). Героическая устремленность романа проявляется в его центральном конфликте: непримиримом политическом столкновении народников с абсолютизмом, достигшим своего апогея в эпизоде покушения Кожухова на царя. Введенная в роман традиционная любовная тема целиком включается в героический план повествования. Кравчинский показал, что революционеры (Андрей и Таня, Борис и Зина) без колебания жертвовали своим личным счастьем, своей любовью во имя интересов общего дела. Писатель идейно утверждал и прославлял эти нравственные принципы своих героев. В то же время он реалистически воспроизвел в судьбах революционеров трагический характер передового движения 70-х гг., обреченного на поражение (провалы многих операций, в том числе и покушения на царя). Однако роману в большой мере свойственна оптимистическая устремленность. Писатель рассматривает своих героев как своеобразных мессий, искупительная жертва которых — мученический подвиг — должна принести народу освобождение от всех зол. Утверждая подобные иллюзорно - романтические настроения, Кравчинский тем самым как бы стремился субъективно преодолеть поистине трагическое положение, в которое в силу объективных обстоятельств были поставлены его герои.

    В какой-то мере это было изменой реалистическому методу воспроизведения жизни. В художественном отношении «Андрей Кожухов» представляет собой интересный образец сочетания в едином сюжете политически острой проблематики с углубленным психологизмом. Автор использовал достижения Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского.

    Повесть Кравчинского С.М. «Домик на Волге» (1893), а также пьеса «Новообращенный» (1894) по своей проблематике связаны с содержанием одной из сюжетных линий «Андрея Кожухова»: историей формирования героического характера женщины-борца, пришедшей в лагерь революционеров.

    Роман «Штундист Павел Руденко» (1892—93, опубликован в 1900 в Женеве) раскрывает идейно-нравственную эволюцию одного из незаурядных представителей русского раскола, поднявшегося до восприятия политических убеждений революционеров. Направленность этого произведения отражала ориентацию революционного народничества на раскол в качестве опоры своего движения (ранняя сказка Кравчинского «О Правде и Кривде»).

    Идейно-художественная специфика творчества Кравчинского Сергея Михайловича во многом обусловлена конкретно-историческим своеобразием революционного движения 70-х— начала 80-х гг. XIX века.

    Умер 11(23).XII.1895 г. в Лондоне.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100