Хвощинская Надежда Дмитриевна
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Хвощинская Надежда Дмитриевна (псевдоним В. Крестовский) родилась 20.V(1.VI).1824 г. в Пронском уезде Рязанской губернии в семье мелкого чиновника — писательница.
До 1884 жила в Рязани.
С 1884 — в Петербурге.
Надежда Дмитриевна примыкает к группе писателей-демократов 60—80-х гг., творчество которых сформировалось под непосредственным идейным влиянием Чернышевского, Некрасова, Щедрина. Большинство своих произведений печатала в журнале «Отечественные записки».
Салтыков-Щедрин высоко ценил ее творчество. «Для журнала нашего особенно дороги Ваши произведения, так как в них публика всегда найдет для себя отличное и здоровое чтение»,— писал он Xвощинской.
Свой творческий путь Надежда Дмитриевна начала со стихов, в которых звучали мотивы протеста и гражданской скорби, и писала их до конца 50-х гг. (под фамилией Хвощинская).
В 1853 вышла отдельным изданием ее повесть в стихах «Деревенский случай».
С начала 50-х гг. Xвощинская переходит к прозе.
В 1850 в журнале «Отечественные записки» напечатана ее первая повесть — «Анна Михайловна» под псевдонимом В. Крестовский. С этого времени этот псевдоним становится постоянным; только когда появился подлинный В. Крестовский, Надежда Дмитриевна стала подписываться «Крестовский-псевдоним».
В 50-е гг. X. создает трилогию «Провинция в старые годы», куда вошли романы
«Кто же остался доволен» (1853),
«Свободное время» (1856),
«Последнее действие комедии» (1856).
Герои этих романов, как и повести «Анна Михайловна»,— страдающие, одинокие в своей семье девушки, не видящие никаких проблесков радости в жизни, и противостоящий им лагерь наглых, самоуверенных, морально растленных дельцов. Особенно яркая картина распада дворянской семьи, вырождения и упадка дворянства нарисована в романе «Последнее действие комедии» (1856). Анализируя этот роман в «Современнике» (1856), Некрасов вскрывает сильные и слабые стороны творчества писательницы в целом. Темы, намеченные в трилогии «Провинция в старые годы», Xвощинская развивает в последующее время во многих романах и повестях:
«Испытание» (1854),
«Деревенская история» (1855),
«Встреча» (1860),
«Стоячая вода» (1862),
«В ожидании лучшего» (1860, отд. изд.— 1861),
«Домашнее дело» (1864),
«Недавнее» (1865) и др.
Все они рисовали пошлый мир паразитизма обеспеченных классов, мир грязных интриг и сплетен. Это было все -то же гнилое болото, «стоячая вода» дворянской и чиновнической обывательщины, в которой гибли живые силы России.
В 60—80-е гг. в творчестве Надежды Дмитриевны появляются образы, связанные с общественной борьбой тех лет. Это образы новых людей, готовых на борьбу и лишения ради счастья угнетенного народа. Таковы молодые герои повестей и романов
«Пансионерка» (1861),
«Большая Медведица» (1870, отд. изд.— 1872),
«Былое» (1878),
«Учительница» (1880).
Женские образы произведений писательницы имеют много общего с образами тургеневских героинь. Особенно удался ей образ Кати — героини романа «Большая Медведица», дворянской девушки, ушедшей «в народ» и посвятившей ему всю свою жизнь. Xвощинская. восхищалась мужеством революционного народничества 70-х гг. «Вот они, мои воскресители, этот честный народ, младшие братья 60-х годов»,— писала она.
В своих произведениях Xвощинская ставит проблему воспитания нового человека, проблему отцов и детей на новом историческом этапе (70—80-е гг.).
Очень интересна в этом отношении одна из художественно совершенных повестей Xвощинской — «Первая борьба» (1869), раскрывающая процесс формирования душевно опустошенного человека, предателя идеалов отцов-шестидесятников.
В 70—80-е гг. образы предателей и отступников будут основными в произведениях Надежды Дмитриевны Хвощинской:
в рассказе «Счастливые люди» (1874),
в цикле «Альбом. Группы. Портреты»,
в повестях «Здоровые» (1883),
«Прощание» (1884),
«Обязанности» (1885—86) и другие.
Определение Xвощинской эпохи наступившей реакции: «Были времена хуже — подлей не бывало», которое она дала в рассказе «Счастливые люди», использовал Некрасов в поэме «Современники».
Трагизм положения демократической интеллигенции в период политической реакции 80-х гг. отражен в рассказах Xвощинской Н.Д. «После потопа» (1881),«Вьюга» (1889), рисующих разгром революционного народничества. Образы демократической молодежи до конца жизни писательницы оставались для нее самыми любимыми. Однако многим образам был свойствен схематизм, односторонность. В 60-80 гг. Xвощинская была также известна как литературный критик. Она помещала статьи в «Отечественных записках», «Русских ведомостях», «Живописном обозрении».
Ее псевдонимами были В. Поречников, Н. Воздвиженский.
О творчестве Xвощинской Н.Д. положительно отзывались Д. Писарев, Н. Михайловский, А. Скабичевский и другие.
Умерла 8(20).VI.1889 г. в Петербурге.