Важность милостыни

Дата публикации или обновления 01.05.2016
  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Важность милостыни и ее благодетельная сила для благотворителей.

    Милостыня имеет высокое значение между всеми прочими добродетелями во многих отношениях. Всякая добродетель тем выше, чем меньше для нее внешних побуждений. Правда, и в деле милостыни могут скрываться нечистые побуждения, например, тщеславие или желание прослыть милостивым благотворителем, ожидание от Бога двойной прибыли за поданное, желание принимать от бедных благодарность, часто униженную, наконец, мысль подчинить бедных своему влиянию.

    Но в таком случае милостыня уже не будет постоянной и щедрой, следовательно, не доставит истинной добродетели. В истинно милосердном человеке всегда бывает много борьбы с самим собой, потому что все мы, по врожденной своей природе, своекорыстны и самолюбивы, желаем довольства больше себе, чем другим; посему в милосердном заключается столько добра, что по одной этой его добродетели можно оценивать все нравственное его состояние, каковая оценка действительно и будет произведена Иисусом Христом на Страшном суде (Мато. 25, 34-40).

    Милостыня делает человека прекраснейшим — таким, какого только можно желать: ибо она в высшей степени развивает в нем добродушие христианское, или любовь, которая всегда одинакова, простирается ко всем без исключения и соединена со справедливостью.

    Святой Иоанн Милостивый (Чет. Мин., 12 ноября), несмотря на преклонность своих лет и на высокий свой сан, которые во многих других обыкновенно охлаждают нежные чувства, каждый раз проливал слезы, когда ему случалось быть очевидцем несчастного положения бедных.

    Святой Филарет Милостивый (Чет. Мин., 1 декабря), когда у него из всего имущества остались одни пчелы, подавал милостыню медом и наконец отдал нищему последнюю свою верхнюю одежду. Какую еще можно видеть выше этого любовь? А были и такие примеры, что некоторые из благотворителей, не имея чем помочь ближним, жертвовали самими собой, например, делались невольниками вместо других (см. Пролог, 25 января).

    По всему этому можете судить, как угодна Богу милостыня. В лице бедных и нищих принимает от нас подаяние Сам Господь Иисус Христос: в житиях святых много примеров, как одни в сновидениях, а другие наяву видели Самого Иисуса Христа принимающим хлеб, который подается нищему, одетым в ту самую одежду, какая была пожертвована во имя Его (Чет. Мин., 12 ноября, и Пролог, 18 ноября).

    А отсюда происходит благодетельная сила милостыни и для благотворителей. Так, например, она служит к прощению грехов подающего.

    «Не столько солнце, попав на лед, растопляет его, — говорит святой Иоанн Златоуст, — как милостыня, покрыв множество грехов, разрешает оные» (в слове о посте и молитве).

    Только, разумеется, не нужно намеренно грешить в видах оправдаться милостыней: это уже будет гнусный порок, торг с Богом; если милостыня и заглаживает грехи, то только такие, в которых мы искренно раскаиваемся и которые стараемся исправить доброй жизнью.

    Милостыня делает сильным каждое наше прошение перед Богом между прочим и потому, что располагает к молитве за нас нищего, а молитва нищего сильна: нищий воззвал, и Господь услышал, — уверяет пророк Давид (Пс. 33, 7).

    Милостыня спасает от многих несчастных перемен в жизни и от преждевременной смерти. Наконец, достояние человека милосердного делается заветным даже и для посторонних; так, многие у святого Филарета Милостивого старались одолжаться деньгами лишь потому, что кто получал от него деньги, тот скоро начинал поправляться состоянием или, попросту сказать, разживался.

    Помните, братия, все сейчас сказанное и подавайте милостыню всем нуждающимся и требующим от вас помощи («Домаш. наст, пастыря», т. 2, стр. 213-217).

    Далее: Человек, накопляющий богатства, виновен перед Богом в жестокосердии к бедным
    В начало

     
    Rambler's Top100